Лечение заикания у детей и подростков
в коррекционной семье Светланы Борисовны Скобликовой                        Home    О нас    Консультации    Метод    Лечение    Контакты
С.Б.Скобликова
© 2004 - 2014 г. Все права защищены Скобликова С.Б.
В оформлении сайта использованы фрагменты живописи Эудженио Зампиги



                                                                                                                          Пришло письмо

      За долгую трудовую биографию мы уже встречали большие письма родителей о проблемах с
детьми. Мамы и папы, недоумевающие, почему их любимцев «внезапно» постигает заикание,
обрисовывая своих чад, порой проявляют чудеса энтузиазма с целью привлечь более активное
внимание со стороны специалиста. Например, попадался фотоальбом с описаниями пятилетнего
красавчика: «Марк кушает форель», «Марк на квадроцикле», «Марк в сауне» и т.п. Одна мать с
упоением, восхищением и гордостью рассказывала, как ее четырехлетка кулаками способен
отстаивать свои «гражданские права» в детском саду. Но то, что однажды мы увидели в своем
почтовом ящике, поразило воображение. На пяти машинописных страницах была изложена история
возникновения и закрепления болезни с отсчетом буквально по дням. Письмо написал отец девочки,
перепуганный происходящим. Мы решили привести его целиком, для того чтобы сделать
комментарии непосредственно в тех местах, которые и могли привести к столь скоротечному
ухудшению состояния ребенка. Содержание и стиль изложения сохранены полностью в исходном
варианте.

«Папа - Сергей (39 лет), мама - Нина (34 года). У обоих первый брак, общие дети, дочери: Оля - (3,5
года) и Лена - (1,5 года). Место жительства - Кипр.

Проблема

      Примерно 20 сентября 2012 года Оля впервые начала заикаться. Сначала это было почти
незаметно и походило на небольшие сбивки в речи. 23 сентября (воскресенье) под вечер мы все
ехали в машине. Оля сидела на заднем сиденье и говорила длинный монолог (умничала), и тогда
мы обратили внимание на заикание. Мы надеялись, что это разовый сбой и все пройдет. Недели две
ничего не прогрессировало, и мы это особо с Ниной не обсуждали. (Активные дети часто
бывают очень разговорчивыми, ничего страшного в этом нет, но есть ситуации, в которых с
ними лучше не говорить и не поддерживать разговор. Автомобиль - тот случай. Быстро
сменяющиеся картины за окном отвлекают внимание в момент речевого акта, мозг ребенка с
этим может не справиться, особенно при гиперактивности с дефицитом внимания. Отсюда
правило: сел в машину - не отвлекай водителя.)
      Следующее ухудшение произошло примерно 6 октября - за два дня до приезда бабушки Веры.
На этом этапе мы осознали, что это серьезно. (Родителям никогда не следует увеличивать
уровень тревожности ребенка разговорами о предстоящих событиях: что приедет бабушка,
скоро будет праздник, мы поедем на рыбалку. Тревога и заикание - гремучая смесь.)
      Баба Вера приехала вечером 8 октября - Оля ждала ее вместе с Ниной, спать не ложилась.
Попили чай и легли все примерно часов в 12 ночи. На следующий день заикание стало очень
сильным: некоторые фразы Оля даже не могла закончить. Мы стали обстоятельно думать, что
делать. (Господа родители, вы же видели, что ребенок склонен к невротизму, и наверняка знали
по опыту жизни, что полноценный сон - залог устойчивости нервной системы. Почему же вы
посчитали возможным так поступить с ребенком?)
      11 октября Нина поехала на весь день в ИКЕЮ вдвоем с Олей. Оля там очень весело играла.
Заикаться не прекратила, но Нине показалось, что говорить стала немного получше. 12 октября
начали давать валерьянку (0,5 таблетки 2 раза в день утром и вечером). 13 октября (суббота) ездили
на пляж вместе с Леной и бабой Верой. Было весело. Нам показалось, что Оля говорила слегка
лучше, но все равно заикалась. На следующий день Оля проснулась нормально, но примерно
через час стала плакать и себя накручивать. (На наш взгляд, вы совершили Чернобыль с психикой
девочки. Вами применены настолько серьезные дестабилизирующие воздействия, что цепная
реакция состоялась. Круглосуточные большой магазин и пляж с «веселыми» до упада играми -
это шторм эмоций в неустойчивом состоянии против байдарочки-валерианочки.  Где он, режим
дня?)
      Мы к этому времени уже очень боялись заикания и решили делать все, чтобы не расстраивать
Олю. Попросилась в луна-парк. Поехали в луна-парк - получилась несколько нервозная поездка.
Лену не пускали на большинство аттракционов, и Нине пришлось с ней уйти в другую часть парка
(Лена очень привязана к маме). На обратном пути в автобусе Оля говорила совсем плохо. (Вы
решили помочь жителям Припяти, сбросив на них водородную бомбу! Луна-парк - чтобы не
расстраивать в момент критического ухудшения психоречевого состояния - это ново,
креативно и со вкусом!)
      Наблюдения Нины к 18 октября: когда Оля весело играет, бесится, гоняет птиц на пляже,
купается в море, ванне или говорит на вымышленном английском языке - она или вообще не
заикается или совсем немного. Но как только она включает мозг и начинает говорить, объяснять что-
то - заикается сильно, иногда при этом часто моргает глазами. (А вот и он - частый спутник
заикания - глазной тик, признак серьезных проблем в психоэмоциональной сфере. И вновь все
чудесно, все замечательно: бегает, играет, веселится, но режима дня нет как нет. Даже если
ребенок «иногда» не заикается - не означает, что он не болен. Заикание не симптом, а болезнь.
Заикающиеся, бывает, идеально говорят сутками, а затем не говорят вообще.)
      Заикается меньше, когда рисует красками, лепит, занимается творчеством, клеит стикеры. Стали
обращаться с ней более внимательно, снисходительно, но через некоторое время Оля стала
капризничать, не слушаться. В это же время отказалась мыть голову, говорит, что боится. Хотя
неделю назад мыла с удовольствием. 18 октября постригли Олю в парикмахерской, после чего
усилились навязчивые движения (трогание челки) (см. Предысторию - прим. автора).  (Да, да, да!
Почти все родители стремятся полностью сопрягаться с прихотями  детишек и идут у них на
поводу, что приводит к возникновению реактивных истерических состояний, ритуалов и
навязчивых действий. Ведь не вы же руководите процессом воспитания, а ребенок руководит
вами.)
      19 октября начали ходить с Олей на балет. Купили ей бальное платье и тапочки. Занятия ей
очень нравятся. Туда же ходит ее русская подружка Жанна. Впервые Оля что-то делает с
удовольствием в коллективе. (Коллектив и общение на языке танца - превосходно!)
      20 октября - первая консультация с семейным психологом из Москвы по Скайпу. Рекомендации:
ввести строгий режим сна и четкую дисциплину, ни в коем случае не класть  дочек  к себе в
постель, не делать акцент на дефекте, сократить мультики (2-3 раза в день по 15 мин), давать Оле
меньше выбора, не разделять детей и не изолировать Олю от общества. Мы сразу начали
выполнять все пункты. В начале сильно изменилось поведение - стала более агрессивной и
капризной - это прослеживается уже две недели, но идет на убыль. (Психолог молодец, спасибо,
что дает правильные советы, хотя на сегодня это не ново, так как книга «Заикание: лицом к
лицу» многими специалистами считается лучшей современной книгой о заикании, жаль только,
что он не указал источник. А без перелома новая власть не приходит, вам нужно набраться воли
и вспомнить об ответственности. И не забудьте, что для ребенка такого возраста в период
обострения заикания мультиков (специально подобранных и добрых) не должно быть более 15
минут в день.)
      22 октября обнаружили в интернете сайт С.Б. Скобликовой, начали читать книги всей семьей
(папа, мама и две бабушки) и стараться следовать рекомендациям по мере прочтения. Примерно с
24 октября улучшилось качество сна, старшая дочка впервые стала спать в своей кровати.
(Отлично, налаживание полноценного сна - первостепенная задача! Но вспомните, что до этого
она спала с вами в одной кровати и, скорее всего, ложилась в то же время, что и вы. Полную
стабилизацию сна придется подождать.)
      27 октября были на дне рождения Марии (девочка из Сербии). Праздник проходил на свежем
воздухе, было очень много народа и детишек. Оля очень стрессовала, отказывалась играть вместе
со всеми (игры и конкурсы организовывала аниматор), не хотела отходить от мамы, плакала, и мы
вынуждены были уйти раньше времени. У нас сбился график питания и сна. Оля говорила очень
плохо. (Говоря словами актера Алексея Булдакова: «Ну вы, блин, даете!» Вы бы еще пригласили
гоблинов устроить скачки при луне вокруг кроватки бедной детки! В таких условиях начнет
заикаться даже немой.)
      С 29 октября стала лучше кушать и проявлять самостоятельность (одеваться, помогать по
хозяйству). Сама придумала проговаривать слова (пропихивать первый слог) и говорить меньше и
медленно; мы в этом процессе не участвуем, делаем вид, что никаких проблем с речью не было и
нет. Есть улучшение, но иногда бывают моменты, когда Оля вообще не может справиться с
предложением и замолкает.
      5 ноября переехали на другую квартиру. У Лены с Олей теперь отдельная комната. К нам они
спать не просятся. Аппетит у Оли улучшился, кушает сама. К 7 ноября навязчивых движений с
волосами стало гораздо меньше, но усилился другой тик: пальцами тянет изо рта язык до носа.
Последнюю неделю почти совсем не заикалась. Была послушная. (К сожалению, навязчивые
движения, как проявления невроза навязчивых состояний, могут сменять одно другим, но вы
только в начале пути.)
      8 ноября ездили в ИКЕЮ, приехали поздно, Оля легла на час позже обычного (в 22.00). На
следующий день стала немного заикаться (но не так, как две недели назад), не слушалась,
устраивала скандалы. При этом на танцы сходила хорошо, в первый раз танцевала без присутствия
мамы, всех мам попросили ждать на улице. (Нельзя заикающегося ребенка водить в большие
шумные магазины. И точка!)

Предыстория

      Беременность с Олей протекала тяжело, Нина лежала на сохранении пять раз и пила Метипред
с 5 по 38 неделю беременности. Сами роды прошли довольно хорошо, Нина рожала сама без
анастезии 16 часов. Пытались родить без стимуляции, но Нина устала, схватки стали слабее, и за
пол-часа до родов Нине ввели стимуляцию. Оля родилась 3,5 кг и 52 см. На одном из первых
осмотров (примерно в 1 месяц) ей поставили диагноз: врожденный  вывих правого и подвывих
левого бедра (дисплазия). Диагноз был поставлен по смазанному рентгеновскому снимку и позднее
подтвержден в НИИ им. Зацепина по тому же самому снимку. Оле прописали лечение: 8 месяцев в
стременах Павлика - это жесткая прокладка между ног, которая постоянно ее держит в позе
цыпленка табака. Стремена нельзя было снимать вообще на протяжении всего срока. Стремена
сняли в 8 месяцев (за месяц до срока), диагноз оказался ложным. Примерно в 3-4 месяца был
сильный дисбактериоз (какала с кровью), лежали неделю в больнице с Ниной. Два месяца (апрель-
май 2010), когда Оле было чуть больше года, провели на море в Египте. Потом еще вернулись на
сентябрь. Когда Оля сосала грудь, очень часто трогала ладошкой второй сосок (круговые
движения). От груди отлучили в два года (Нина уже была беременна Леной), все вроде прошло
нормально, сказали, что «сиси устали и им надо отдохнуть». Но вскоре после этого Оля начала так
же ладошкой трогать нос того, кто ее держал на руках. Стала просить гладить ее по ручке и ножке -
без этого не могла заснуть. Это уже тогда напрягало - было очень навязчиво. (Дорогие мои! Ваш
ребенок с рождения непростой, и только это должно было вас уберечь от нелогичного
поведения, но не уберегло. Долгокормление грудью - фактор, увеличивающий риск развития
психоречевых нарушений, и ваш пример этому только подтверждение. Трогать сосок, играть им
в два года - осознанный партнерский акт, ребенок понимает, ощущает и анализирует все
метаморфозы, происходящие с «игрушкой» в его руках. Вам было необходимо самим определить
возраст отлучения,  просто повнимательнее приглядываясь к поведению дочери.)
      За неделю до рождения Лены Оля заболела, и мы послали ее на неделю к бабе Наде, чтобы
изолировать Нину перед родами. Оля очень переживала, но все держала в себе, у нее дергались
губки, словно вот-вот сейчас заплачет, но плакала всего пару раз. Я к ней ездил почти каждый день,
и с бабой Надей был хороший контакт, но на выписку Нины с Леной из роддома Оля приехала
отчужденная (есть видео). (Это обычное поведение невротиков, главное, чтобы родители
просто об этом знали и не реагировали.) К Лене Оля с самого начала проявляла очень нежные
чувства. Мы не могли (и не можем) заметить ни малейшего намека на ревность.
      Два месяца (июнь-июль 2011) провели в Черногории. После этого (в сентябре-октябре) я уехал
на полтора месяца на Кипр искать работу. Оля очень сильно переживала, несмотря на то, что я
каждый день звонил по Скайпу. Переживать перестала сразу, как я вернулся, но мы, тем не менее,
пошли на прием к психологу. Психолог ничего конкретного не сказал: не обращать внимания на тики
и не делать на них акцента, это выход негативной энергии. Примерно в 3 года начался другой тик:
языком доставала до носа. Это продолжается и сейчас. (Психолог, наверное, был шаман,  ваш
ребенок просто плохо спал!)
      Март 2012 - переезд на Кипр. Оле здесь очень нравится, ни разу не просилась домой. Но
примерно в начале июля начала пальцами трогать челку (как будто постригает ножницами). Друзей
здесь у Оли больше, чем в Москве, но большинство младше ее и еще не говорят. Первые месяца
два она очень враждебно относилась к местным англо-говорящим детям, защищала от них Лену.
Сейчас расслабилась и дружит с несколькими местными девочками. Сама выучила несколько
английских фраз, несмотря на то, что пока не ходит в детский садик. Оля все время проводит
втроем с Леной и мамой. Я всю неделю на работе, а на выходные мы почти всегда куда-нибудь
ездим (в основном по окрестным пляжам). Нина очень устает одна с двумя детьми (3,5 и 1,5 года) и
плюс на ней вся работа по дому. Стала иногда более раздраженно общаться с дочками. Основное
ее внимание уходит на Лену, которая постоянно попадает в опасные ситуации. Но Оля никакой
враждебности и ревности к Лене не проявляет. В Москве все было совсем по-другому: мама и папа
всегда дома (я не работал с рождения Оли), постоянно одна или вторая бабушка, а с Леной на
коляске всегда гуляла няня. С сентября началось заикание, но конкретных событий, к нему
подтолкнувших, мы определить не смогли. (Предыстория как предыстория, без особенностей.
Неизвестно, какой неврологический статус поставлен ребенку, однако, учитывая историю
развития, вам необходимо быть осторожней с переменами мест и  поездками. Нужно начать
немедленно посещать детский сад и социореабилитировать ребенка в той среде, где вы
собираетесь жить, даже если она англоговорящая.)

Наши мысли по этому поводу (папины и мамины - прим. автора)

1. После рождения Лены Оля стала часто говорить, что она маленькая, иногда притворяться, что не
умеет говорить (говорит, как Лена: «Тяба-тяба»). Может быть, ей тяжело играть роль старшей
сестры, и она хочет быть младшей. Но в остальное время она пытается соответствовать этому
статусу и умничает, при этом мысли опережают речь. В начале заикание проявлялось только при
разговоре с нами, но теперь даже тогда, когда играет с игрушками. (Если заикание возникает у
ребенка наедине с игрушками, чаще всего это признак чрезвычайно высокой гиперактивности, и,
если это так, без специального медикаментозного лечения этого заболевания не обойтись.)
2. В сентябре стали всей семьей смотреть полнометражные семейные мультфильмы. Оля их сразу
не понимает и потом просит еще показывать те же мультфильмы много раз, пытается понять и
запомнить все детали. Может быть, от этого перевозбуждается, и устает мозг. Особенно активно мы
смотрели новые мультики с 9 по 23 сентября - как раз в этот период началось заикание. Тогда мы
каждый день смотрели по новому полнометражному мультику с довольно громким звуком (Нина
жаловалась, но Оля недовольства по поводу громкости не проявляла). Оля говорила, что некоторые
мультики («Приключения Флика», «Суперсемейка», «Огнедышащий») боится смотреть. Мы их
выключали, но не сразу, думали - капризы. Но через некоторое время Оля сама просила их
досмотреть и потом уже смотрела с удовольствием помногу. (В три года? А почему тогда не в
полтора? Еще один всесокрушающий удар по детской психике. Полнометражные и
несоответствующие возрасту ни по продолжительности, ни по содержанию мультфильмы 
могут явиться катализатором любого психического расстройства.)
3. Если бы тики были связаны с рождением Лены, то она бы к ней плохо относилась, пыталась бы ей
сделать больно, но это не так.
4. На Кипре познакомились с энергетически недоброй семьей (русские с дочкой 5 лет). Олю ночью
мучили кошмары. Перестали с ними встречаться. Еще познакомились с другим мужиком из Львова
- Оля от него мгновенно начинает плакать. Тоже не общаемся. (Ей-богу, прекратите мракобесие!
Если дело так пойдет, скоро весь детсад будет кишеть вампирами и вурдалаками! Почему вы
смотрите на ребенка как на тотем вуду, обращаясь к нему за оценкой поступков и поведения
взрослых людей? Заикающимся свойственно стереотипичное поведение, в вашем случае
связанное с потерей внимания к ней, любимой. Этому нельзя ни потакать, ни следовать.)
5. Мы Олю очень сильно хвалим по любой мелочи. У нее могла подняться планка, и потом если что-
то не получается, она очень сильно переживает. (Неадекватность оценки, похвала ни за что
приводят к тому, что ребенок будет страдать от неминуемых неудач и, следовательно,
тревожиться. С невротиком так поступать нельзя. Он требует качества и питания, и 
воспитания по классу Hi-End! Книга «Заикание в вопросах и ответах» написана для вас.)
6. В возрасте 2,5 года пытались ходить в Москве в детский садик (ЦИПР) - Оля устроила скандал,
не хочет (не может) участвовать в коллективных играх. Здесь на Кипре ходит в игровую группу, но
никогда не поет и не танцует со всеми - может, боится не соответствовать? (Она делает так
потому, что вы это ей разрешили и не реагировали на ее неправильное поведение.)
7. Оля, как и мама Нина, чересчур эмоциональная, но не умеет выплескивать эмоции, все держит в
себе. А это очень опасно. (Ничего не бойтесь! Нет таких крепостей, которых бы не могли взять
большевики! Многие люди чувствительны и эмоциональны, но не каждому судьбой предначертано
воспитывать невротика. Опирайтесь на логику, здравый смысл и ряд несложных правил. А
человеческие чувства есть зеркало разума. Приведите мысли в порядок, и  ваши эмоции будут
делать счастливыми и вас, и детей!)
8. Ее хорошо успокаивает море и пляж. Очень любит собирать цветочки, на каждой прогулке
собирает по букетику.
9. Я ее всегда учил, что плакать нельзя - надо сдерживать слезы. На самом деле это неправильно
(в таком возрасте)  - надо давать проплакаться, чтобы дать выход негативным эмоциям.
10. До приезда бабушки младшая дочь Лена укладывалась спать спокойно без слез в собственную
кроватку, мама Нина ее целовала, говорила «спокойной ночи» и уходила. Лена пела песни и
засыпала через 5-10 мин. На следующий день после приезда бабушки все изменилось. Спать идти
не хочет, плачет, скандалит, не ложится в свою кровать, успокаивается только в кровати мамы-
папы. Надо отметить, что с момента приезда бабушки Нина стала брать и старшую дочь спать в
родительскую кровать, чтобы ей было спокойнее, так как она сама попросилась, и мы стали
переживать из-за заикания. Возможно, сработал тот факт, что Оля слышала, что когда приедет
бабушка Вера, а потом бабушка Надя, она будет спать с ними в комнате, а Лена останется с нами.
Все так и продолжается до настоящего времени - вероятно, это борьба за  внимание мамы и за
родительскую постель.
11. С рождения Оля спала с нами в одной постели. После переезда на Кипр мы купили ей
отдельную кровать, но иногда, когда Нина очень уставала или плохо себя чувствовала, Оля спала с
папой в одной кровати в отдельной комнате. (Про кослипинг (совместный сон) уже написано много,
даже в этой книге, поэтому возвращаться нет нужды. Бабушкино же поколение пока не нашло с
вами единой линии поведения, да вы и сами только в поисках. Просвещайте их, как себя, но
имейте в виду: именно родительскую обязанность и ответственность бабушки с возрастом
чувствуют уже не так остро, как вы, поэтому хорошо, если вам удастся найти с ними общий
язык.)
12. У Нины есть чувство вины, что что-то в воспитании она упустила. При этом она загружена
целыми днями: дети и дом - все на ней. Что-то сделать для себя, собственного отдыха и
развлечения времени и сил нет. А ей это необходимо, так как из-за накопленной усталости возникает
раздражение, и дети, скорее всего, это чувствуют. (Да уж, дети-невротики не допускают
существования баланса семейной и личной жизни родителей, поэтому дочки - к бабуле или
бебиситтеру, а вы - в ресторан к морю, ламбаде и текиле! Ваша личная жизнь обязана стать
законом вашей семьи. Дети должны понимать, что папа и мама не их игрушки, а родители и
наставники. Ваша самостоятельность - признак вашего авторитета.)
13. В сентябре я перед сном почти каждый день занимался с Олей изучением русской азбуки. Оле
это очень нравилось, хотя внимания хватало только на 10-15 минут. Все проходило в виде игры без
всякого давления. Например, Оля называла то, что в данный момент видела, а я говорил, на какую
это букву, вместе находили эту букву в азбуке. За месяц Оля выучила все буквы и научилась
писать некоторые из них. 3 октября она написала сама первое слово «насос», и потом мы каждый
день писали по одному новому слову. Возможно, это была слишком сильная нагрузка на мозг, но
Оля никакого недовольства занятиями никогда не проявляла и всегда занималась с большим
удовольствием. (Перед сном и вообще с 20.00 недопустима никакая развивающая или активная
деятельность и, тем более, изучение азбуки. Не обольщайтесь успехами - они преждевременны.)

      По результатам обследования девочки был поставлен диагноз: неврозоподобное заикание
легкой степени выраженности (4-5 баллов по Классификатору С.Б. Скобликовой) тоно-клонического
типа, осложненное синдромом гиперактивности с дефицитом внимания,  неврозом навязчивых
состояний (движений),  дыхательными и артикуляторными судорогами, трудными звуками,
задержкой развития речи, стертой формой дизартрии и даны соответствующие рекомендации.
Консультация, как всегда, явилась индикатором способностей родителей увидеть иррациональность
собственного поведения и, надо сказать, что путь этой семьи к победе будет неблизким.
      Генеральный вывод, который мы сделали из истории, описанной отцом - беспокойство, тики,
отклонения в поведении были заметны невооруженным глазом, но родители серьезно задумались о
происходящем только тогда, когда началось выраженное заикание, к которому и привела
злосчастная последовательность описываемых событий.
      Как видите, мы получаем детей такими, какими делаем их сами. Да пребудут с этими
родителями сила, разум, воля, терпение и удача!
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение Что такое коррекционная семья Коррекционная семья сегодня Новый горизонт успешности лечения заикания у детей О начале коррекционного воспитания заикающегося Куда делся родительский авторитет? Пришло письмо Трудности и неудачи Требования к участникам процесса Перспективы развития Модели для всех Хождение за три мира Список литературы
ЛЕЧЕНИЕ ЗАИКАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ СЕМЬЕ