Вопросы с 41 по 51
41. Мой сын прошел лечение, после которого его речь выглядит ненатурально и очень замедленно.
Мне кажется, это уродство. Неужели нет методики, дающей сразу обычную свободную речь?
В 60-е годы прошлого века практиковал известнейший доктор Казимир Маркович Дубровский -
замечательный человек и уникальная личность. Пожалуй, он был первый психотерапевт и лечил
заикание. Человек тяжелой, но интересной судьбы, очевидец есенинской трагедии,
репрессированный Советским режимом в застенки на многие годы не потерял человеколюбия и
стремился помочь очень многим страждущим. Им был разработан и успешно применен «Метод
одномоментного снятия заикания». Используя элементы внушения в бодрствующем состоянии,
К.М. Дубровский освобождал от симптомов болезни заикающихся в составе группы из 10-15
человек. Все пациенты начинали сразу свободно говорить, утрачивали страх речи, не боялись
большого зала и скопления людей. У Казимира Марковича появилось много учеников, но самой
талантливой и успешной он считал Юлию Борисовну Некрасову, которой удалось не только
полностью повторить работу Дубровского, но и разносторонне ее обогатить. Нам повезло быть
учениками Юлии Борисовны, и мы тоже можем продемонстрировать заикающемуся его
возможности в ходе специального сеанса. Однако обращаем внимание - эффект от сеансов К.М.
Дубровского держался у многих лечившихся недолго, а у большинства пациентов Ю.Б. Некрасовой
сохранялся на всю жизнь. Почему? Да потому, что Некрасова, по образованию логопед, после
сеанса снятия заикания еще более трех месяцев работала над речью и взращенными болезнью
комплексами. Именно речевая реабилитация есть главное направление в лечении этого
заболевания. Нарушенная речевая функция формирует устойчивое патологическое состояние, и
только специальным образом организованная речь может его устранить, как говорят, «клин
вышибается клином»! Речевая терапевтическая форма, которую мы сегодня применяем в рамках
«Метода лечебной фонетической ритмизированной реконструкции речи» в работе с детьми и
подростками выглядит не сияющими стразами часиками Calvin Klein, а хронометром подчеркнутой
надежности и качества от Vacheron Constantin. Строгая лаконичность реконструктивной речи, ее
способность меняться по интонации и скорости, высочайшая стабильность и эффективность - это те
качества, которые и делают ее уникальной. Не стоит забывать, что прообразом нашей фонетической
реконструкции служит Полный стиль произношения русского языка, который используют дикторы и
артисты для улучшения ораторского искусства, поэтому все дети, прошедшие лечение у нас, имеют
на порядок более качественную речь, чем сверстники. Согласны, некоторые специалисты,
работающие над устранением заикания, практикуют малоэффективную слоговую речь с
непомерно затянутой структурой, но результат даже этой работы никак невозможно назвать
уродством. Во-первых: такая форма речи не навсегда, а во-вторых: подумайте, аппарат Г.А.
Илизарова на сломанной ноге похож на изящную штучку от Armani? А вот если нога криво срастется
- действительно будет безобразие. Как насчет брекетов? Даже если вставить в них пару алмазиков,
украшением они не станут, но помогут устранить «красоту» кривых зубов. Если вы не считаете
заикание уродством - не надо его лечить.
42. Насколько результативно лечение заикания лекарствами и какими?
Обратившись к доктору за помощью при заикании у ребенка, чаще всего в рекомендациях вы
обнаружите одни и те же препараты, которые назначаются исходя из сложившейся годами тактики
медикаментозного лечения логоневроза. Мы решили назвать эти лекарственные средства с целью
объединенного сравнения. На протяжении десятилетий в медицинских картах детей, попадавших к
нам на коррекционные курсы, встречались Фенибут, Пантогам, Клоназепам, Сонапакс, Мезапам,
Ново-Пассит, Магне B 6, Глицин. Остановимся подробнее.
Фенибут (Phenibut) - препарат группы анксиолитики, ноотропы (нейрометаболические
стимуляторы). Показаниями к применению являются: астенический синдром, тревожно-
невротические состояния (беспокойство, тревога, страх), невроз навязчивых состояний, нарушение
сна, психопатия, премедикация перед хирургическими вмешательствами, отогенный лабиринтит,
вестибулярные нарушения инфекционного, сосудистого и травматического генеза, в т.ч. болезнь
Меньера, головокружение, алкогольный абстинентный синдром (в составе комплексной терапии),
профилактика укачивания при кинетозах; у детей - заикание, тики, энурез.
Пантогам ( hopantenic acid - гопантеновая кислота ) -препарат группы ноотропное средство.
Показания к применению: когнитивные нарушения при органических поражениях головного мозга (в
том числе последствия нейроинфекций и черепно-мозговых травм) и невротических расстройствах;
шизофрения с церебральной органической недостаточностью; у детей - перинатальная
энцефалопатия, умственная отсталость различной степени выраженности, задержка развития
(психического, речевого, моторного или
их сочетания), различные формы детского церебрального паралича; гиперкинетические расстройства
(синдром гиперактивности с дефицитом внимания), неврозоподобные состояния (при заикании,
преимущественно клонической форме, тиках).
Клоназепам (Clonazepamum) относится к группе противосудорожных препаратов. Оказывает
успокаивающее, мышечно-расслабляющее, анксиолитическое (противотревожное) и
противосудорожное действие, выраженное сильнее, чем у других препаратов этой группы, в связи с
чем его применяют в основном для лечения судорожных состояний. Используют у детей и взрослых
при малых и больших формах эпилепсии с миоклоническими приступами (подергиваниями
отдельных пучков мышц), при психомоторных кризах, повышенном мышечном тонусе; в качестве
снотворного средства, особенно у больных с органическими повреждениями головного мозга.
Сонапакс (Sonapax) - антипсихотическое лекарственное средство, обладающее всеми
свойствами нейролептиков: оказывает слабый антидепрессивный эффект, антиаутичное и слабое
антипсихотическое действие. Показания к применению: маниакально-депрессивный психоз;
шизофрения; неврозы с клиническими симптомами в виде страха, возбуждения, тревоги,
нарушениями сна; психотические расстройства, которые сопровождаются возбуждением и
гиперреактивностью; выраженные изменения поведения, связанные с неврологическими
заболеваниями или психотическими расстройствами, сопровождающиеся неспособностью к
длительной концентрации внимания, агрессивностью; психомоторное возбуждение различной
этиологии; тик; тяжелая или умеренно выраженная депрессия у взрослых; нарушения поведения с
повышенной психомоторной активностью у детей.
Мезапам, Медазепам (Medazepam) - «дневное» анксиолитическое средство (транквилизатор) из
группы бензодиазепинов. Показания к применению: неврозы, психопатия с тревогой, возбуждение,
нервное напряжение, раздражительность, мигрень (профилактика приступов), климактерический
синдром, алкоголизм (абстинентный синдром); у детей - «школьные» неврозы, психическая
лабильность, чрезмерная возбудимость. До 10 лет детям полностью противопоказан.
Ново-Пассит (Novo-Passit) - седативное (успокаивающе-расслабляющее) средство. Показания
к применению: неврастения (легкие формы), невротические расстройства в пожилом возрасте,
состояние постоянного психического перенапряжения, бессонница, нарушение памяти, мигрень,
предменструальный и климактерический синдром, гастропатия, ВСД (сердцебиение и др.), зудящие
дерматозы, атопический дерматит, себорейный дерматит, крапивница, функциональные заболевания
ЖКТ (диспепсический синдром, синдром раздраженного кишечника). Детям до 12 лет полностью
противопоказан.
Магне B6 (Magne B6) - комбинированный препарат, восполняющий дефицит магния и витамина
B6. Применяется для профилактики дефицита магния и связанных с ним нарушений (нарушения сна,
повышенная нервная возбудимость, состояние физического и умственного переутомления, боли и
спазмы мышц, функциональные проявления приступов тревоги с гипервентиляцией, астения).
Глицин относится к группе метаболические средства, является регулятором обмена веществ,
нормализует и активизирует процессы защитного торможения в центральной нервной системе,
уменьшает психоэмоциональное напряжение, повышает умственную работоспособность. Препарат
способен уменьшать агрессивность, конфликтность, повышать социальную адаптацию; улучшать
настроение; облегчать засыпание и нормализовать сон.
Если хватило сил дочитать это до конца, то вы заметили, что все перечисленные лекарства - это
или транквилизаторы, или противосудорожные, или регулирующие обмен веществ препараты.
Любое чудо фармацевтики требует осторожности применения, и эти требования для детей только
повышаются, поэтому особенно странно, когда доктор назначает пятилетнему малышу Мезапам или
Ново-Пассит, противопоказанные в этом возрасте. В целом родители должны понимать, что
лекарственная терапия действительно эффективна исключительно при возникновении и начале
болезни. Если заикание закрепилось, эффективность лекарственного лечения снижается прямо
пропорционально стажу заболевания. Особенно следует отметить, что практически все седативные
средства и транквилизаторы вызывают привыкание, т.е. для достижения результата придется
постоянно увеличивать дозу.
Ныне новомодные БАДы и гомеопатические «шарики» в лучшем случае ничем не помогут
ребенку, а в худшем - приведут к тяжелым расстройствам внутренних органов. Нам приходилось
сталкиваться с историей лечения заикания у двенадцатилетней девочки в московской
гомеопатической клинике. Ей назначались последовательно и параллельно 38 (!) препаратов
неизвестного состава. В ходе «лечения» у ребенка оказались нарушены функции желудка, правой
почки и печени. Последующая реабилитация заняла у матери более года.
Нет такой «золотой» китайской или тибетской таблеточки «от заикания». Очень бы хотелось
верить, что выпьешь чего-то, и речь польется полноводной рекой, но повторимся - применительно к
этой болезни простых решений не существует! Мы убеждены: ребенка, у которого стаж заболевания
более года, лечить лекарствами совершенно бесполезно. Не отрицаем, что некоторое улучшение
будет за счет стабилизации общего нервно-психического состояния, но добиваться этого лучше и
безопаснее за счет организации внутрисемейной лечебной среды и правильного воспитания, а не
химической атакой.
43. В какой степени эффективен при лечении заикания гипноз?
Многие люди очень надеются на гипноз как на «главное» средство лечения заикания. Иногда
даже от больных старше 40 лет слышишь: «Надо, наконец, бросить все дела и пройти сеанс
гипноза». Мы попытаемся объяснить, на что можно надеяться, отправляясь к гипнотизеру, а на что
нельзя. Способности человека входить в гипнотическое состояние известны с незапамятных
времен. Гипноз (в переводе с греческого «сон») - кратковременное измененное состояние сознания,
при котором ограничивается его объем через концентрацию на содержании внушения, вызванную в
свою очередь изменением функции воли. Некоторым людям достаточно некоего особым образом
интонированного приказа и… пациент в гипнотическом сне. Этот сон отличается от обычного тем,
что спит только часть сознания, а человек при этом вспоминает, говорит и даже делает
всевозможные действия по указанию гипнотизера. На показательных сеансах гипнабельных людей
«вычисляют» через специальные пробы. Чаще всего чародеи императивно требуют сложить руки
«подопытных» в замок, т.е. скрестить ладони через пальцы, при этом говорят установку на
«замыкание», затем просят разомкнуть руки, но зеркальную установку на «размыкание» не говорят.
Подавляющее большинство спокойно размыкает, а гипнабельные ждут установки. Вот с ними и
начинаются различные чудеса, их реально заставить собирать с пола несуществующие цветы,
лежать на спинках стульев как доска, говорить чепуху, раздеваться, да много чего еще. К счастью,
настолько внушаемых людей по наиболее достоверным данным только 7-10%, на остальных гипноз
или не действует или действует частично. После этих фокусов человек не помнит, что с ним
происходило. Эти способности используют не только шоумены и вездесущие спецслужбы, но и
врачи: психиатры или психотерапевты. Лечебными свойствами гипноз действительно обладает,
особенно при лечении психических и психосоматических заболеваний. Терапия представляет собой
«путешествие» человека в себя, чтобы понять, какой он и почему такой. При этом гипнотерапевт в
ходе процесса может управлять им через формулы и установки внушения. Существуют очень
интересные методики повышения гипнабельности людей с целью подготовки и облегчения
внушения, но никакие нарушения функций организма гипноз не лечит и лечить не может. С
использованием гипнотических сеансов у невротиков возможно разобраться в происхождении
некоторых внутриличностных конфликтов, внушить позитивный настрой, тем самым снизить их
остроту и добиться большей душевной гармонии. Заикание у взрослого при этом может снизить
свою выраженность, но полного избавления не произойдет. Растущий стаж болезни затрагивает,
кроме речевой, еще ряд функций организма от дыхания до сердечнососудистой деятельности, и
«всесилия» гипноза для успеха очевидно недостаточно. Кроме того, следует учитывать, что гипноз
есть воздействие на сознание и волю, а, к сожалению, заикание мобилизуется глубже - в
подсознании, о чем характерно свидетельствует наличие дефекта при сноговорении у детей.
Внушение же в гипнотическом сне оказывает крайне слабое или никакое воздействие на
подсознание, формирующееся сложными и малопонятными процессами, именно поэтому внушить
формулу «Я не заикаюсь!» можно, а не заикаться после этого нельзя. О важном. Применение
гипноза в детском возрасте совершенно недопустимо в силу неизученности и неисследованности
последствий подчинения или подавления воли гипнозом в процессе развития личности (а ребенок -
развивающаяся личность). Не можем не выразить своего отношения к такого рода воздействиям. В
большинстве случаев они рассчитаны на естественное желание человека достичь всего, ничего не
делая или «лежа на печи». Вот придет гипнотизер, помашет часиками, и прошло заикание. Емеля
бы оценил. И многие мошенники давно оценили.
44. Как могут помочь заикающемуся спорт или музыка?
Спорт, музыка и любая другая целенаправленная деятельность (физкультура, кружок и т.д.), без
сомнения, помогут заикающемуся, как правило, имеющему дезорганизацию многих сторон
жизнедеятельности, поэтому крайне важно занять его чем-то полезным, создав организацию хоть в
чем-то.
Принципиально любой вид спорта подойдет для решения этой задачи, но нельзя забывать, что
речь идет об ослабленном ребенке. Отдавая его в секцию, родители ни в коем случае не должны
мечтать о спортивной карьере. Профессиональные каждодневные многочасовые усиленные занятия
недопустимы. Организм невротика не справится, произойдет перенапряжение из-за излишней
физической нагрузки, накопится усталость, а это неизбежно приведет к ухудшению речи. Увы, спорт
как специальность или профессия для заикающегося не подходит. Но это не означает, что им не
надо заниматься. Заниматься надо, но в виде физкультуры и оздоровления, а не спортивных
достижений.
По нашему мнению, наиболее полезно плавание. У него масса положительного. Оно
замечательно закаливает организм, укрепляет иммунную систему, часто болеющие простудными
заболеваниями невротики на глазах начинают меньше хворать; предупреждает искривление
позвоночника и деформацию стоп, развивает нарушенную координацию движений, гибкость и
выносливость. Не случайно пловцы отличаются завидной осанкой и атлетическим телосложением.
Они получают отличную физическую подготовку. Водным процедурам предшествует тренировка в
зале: бег, силовые упражнения.
Плавание снимает страх воды. Если невротик, подверженный различным фобиям, преодолеет
одну из них, то, вероятнее всего, справится и с логофобией.
При плавании происходит своеобразный водный массаж мышц, при котором они, в том числе и
артикуляторные, задействованные в акте речи, расслабляются. Этот вид спорта успокаивает,
снимает повышенные психологические нагрузки и стресс.
И, наконец, самый большой плюс в том, что формируется правильное диафрагмальное дыхание,
приводящее к облегчению речевых проблем. Конечно, плавание не избавит от заикания, но
улучшение речи произойдет, если пловец трудолюбив, посещает бассейн не менее 3 раз в неделю
под чутким контролем тренера-профессионала.
Теперь о музыке. Занятия музыкой, как и спортом, тоже помогут заикающемуся. «Музыкалка» -
серьезная жизненная школа, которая необычайно организует, дисциплинирует, воспитывает и
развивает. Среди родителей бытует мнение, что музыка еще и избавляет от заикания. Это миф.
Многие наши дети посещали музыкальную школу, превосходно играли на пианино, скрипке, гитаре,
барабане, великолепно пели, но заикались в повседневной речи. Ранее отмечалось (1), что
музыкальные слух и ритм и фонематические слух и ритм - совершенно разные понятия. Само по
себе наличие музыкальных способностей не предопределяет речь без заикания, и музыка от него не
спасет.
Однако страдания заикающегося уменьшатся, если он станет учиться игре на духовом
инструменте. Разновидностей таких инструментов много: труба, гобой, фагот, валторна и др.
Советуем выбрать необычайно красивый по звучанию и внешнему виду саксофон. Чтобы научиться
играть, необходимо овладеть сильным компрессионным выдохом, получаемым в результате
тренировки и развития грудобрюшной преграды. Высокоразвитое управляемое диафрагмальное
дыхание уничтожает дыхательные судороги и уменьшает выраженность заикания. Сначала ученика
обучат играть на флейте, а уже затем - на саксофоне.
Обобщив, отметим, что спортивные и музыкальные занятия требуют порядка, собранности и
существенно повышают коммуникацию. Все это полезно заикающимся, поэтому матерям и отцам
следует всячески поддерживать своих детей, собирающихся систематически заниматься
настоящим делом. И, в конечном итоге, неважно, что это будет: спорт, музыка, шахматы, танцы,
кружок спортивного ориентирования или вязания.
45. Полезен ли хор для заикающегося ребенка? Пение в хоре избавит от заикания?
Несмотря на то, что ваш вопрос перекликается с предыдущим, родители чаще всего задают
именно его. Хор полезен для заикающегося ничуть не меньше, чем спорт или музыка, но и не
больше.
Посещая его, ребенок находится в коллективе, общается со сверстниками и взрослыми
(руководителем, музыкантами), а значит, серьезно развивает страдающую от дефекта
коммуникацию. Представьте, он поет вместе со всеми, он такой же, как остальные, у него, как у них,
все получается. Глаза сияют от радости, а для невротика позитивный эмоциональный жизненный
настрой немаловажен.
Заикающиеся имеют неправильное дыхание и нарушение голоса (1). У них поверхностное,
дискоординированное, дискретное дыхание вследствие того, что полноценно не работает
диафрагма; измененный голос: гнусавый, писклявый, визгливый; плохая дикция, «зажатая» нижняя
челюсть, проблемы в произношении гласных и согласных звуков. В хоре формируется
грудобрюшное дыхание, ребята учатся певческим навыкам: правильному звукообразованию,
звуковедению, чистому произношению гласных, владению голосом. Происходит и общее
оздоровление организма: из-за нормализации дыхания дети меньше болеют. Конечно, все это в
совокупности крайне положительно и приносит заикающемуся только пользу.
Однако посещение хора не избавит от дефекта. Подавляющее большинство заикающихся не
демонстрирует при пении симптомов болезни, лишь дважды за свою многолетнюю практику мы
встречали детей, заикающихся при пении, но они - исключение из общего правила. Вспомните
Элвиса Пресли. Кто бы мог подумать, слушая знаменитого певца и музыканта, что он заикается?
Пение и речь - разные понятия, их темпо-ритмические организации совершенно не похожи. Кроме
того, содержание текстов песен лишено востребованного в процессе коммуникации смысла, а
именно на этом смысле («Скажите, пожалуйста, как пройти к Большому театру?») и существует
заикание. Заикающийся может чудесно петь и быть в хоре солистом, но, к глубокому сожалению,
столь же хорошо говорить он не будет.
46. Молчание помогает при заикании? Если ребенок посидит дома несколько дней и помолчит,
заикание пройдет? Как правильно организовать режим молчания?
Практически все специалисты, занимающиеся коррекцией заикания, используют молчание в
качестве подготовительного этапа перед основным блоком работы. Режим молчания обязательно
необходим, потому что мышцам артикуляторного аппарата требуется немного отдохнуть, а быстрой
памяти освободиться от воспоминаний о судорогах. В одних методиках существует суточный
охранительный режим, в других - 3, 5, 7 или 10 суток. По методу «Лечебной фонетической
ритмизированной реконструкции речи» «молчанка» длится 4 дня. В ходе молчания возникает
специфическое состояние психомоторного торможения речевого старта, которое существует затем
примерно 6 дней, и его мы используем для перехода к новой речи. Поэтому, безусловно, молчание
помогает, но не при заикании, а при его исправлении, являясь существенным методическим
приемом, без которого невозможна успешная коррекция.
Что же касается молчания при заикании, то оно уместно в самой начальной стадии
возникновения дефекта и только в комплексе с другими мероприятиями. Если вы впервые увидели у
малыша заикание, незамедлительно выполните все наши рекомендации, изложенные в памятке
родителям (1). Постарайтесь выяснить причину дефекта. Временно прекратите посещение детского
сада. Создайте все необходимые для преодоления условия саногенной среды: строгий режим дня и
питания, адекватное воспитание, медикаментозное лечение и т.п., организуйте охранительный
домашний режим в течение 7 дней. Сделать это просто и сложно одновременно. Просто потому, что
надо всего лишь придумать новую интересную игру, играя в которую, ребенок молчит. А сложно
потому, что заставить его молчать - проблема, а потребность такая может возникнуть с 2 лет. Надо
постоянно находиться вместе с ним, проводить занятия по лепке, рисованию, аппликации, и при
этом самим не молчать, а грамотно и неспешно излагать мысли. Если получится - высока
вероятность того, что молчание совместно с остальными компонентами поможет. Но имейте ввиду -
оно сработает только в случае сознательного возникновения у заикающегося, если же вам с утра
до вечера приходится «обрывать» малыша - и он и вы страдаете зря!
Когда же недуг существует несколько лет, и вы вдруг решили «полечиться» таким образом -
заикание не пройдет. Простым молчанием, тем более в домашних условиях, с устойчивым
патологическим состоянием не справиться. Неоднократно мы сталкивались с тем, как родители,
обычно по совету «знатока» пытались обеспечить молчание внутри своей семьи. Чего только они не
вытворяли: заклеивали пластырем рот, делали повязку на губах, угрожали ремнем, дикими
картинками-запинками и страшными карами. Ничего не помогало. На вопрос: «Кто дал вам право
издеваться над больным ребенком?» никто не смог вразумительно ответить. Свои действия они
оправдывали благородными стремлениями избавить сына или дочь от дефекта. Ох, как
заблуждались эти добродетели, устроив вокруг «молчанки» пляски - они только закрепили внимание
ребенка на дефекте, т.е. подготовили почву для его прогрессирования. Не обращайте внимания на
слухи про то, что когда-то где-то неизвестно у кого прошло заикание от многомесячного молчания.
Перед вами развивающийся организм, который невозможно заставить замолчать, к примеру, на год.
Но даже если представить, что теоретически такое возможно, подобное «исцеление» однозначно
приведет к грубым психическим отклонениям. Молчание дома при закрепившемся заикании -
бестолковая трата времени. Если вам и удастся «заткнуть» болтуну рот на несколько дней,
неизбежно встанет вопрос: «А что дальше?» А дальше будет то же, что и до молчанки, потому что
вы неспособны дать ребенку в руки «палочку-выручалочку» в виде лечебной методики.
Молчание - это серьезный процесс, оказывающий мощное воздействие на психоречевую
систему и имеющий смысл, если осуществляется профессионалом с целью последующей
коррекции речи.
47. У моего ребенка глазные тики и заикание. Лечимся, но ничего не помогает. Может ли заикание
ухудшать течение других заболеваний и наоборот?
Очень часто заикающиеся дети страдают заболеваниями органов дыхания, желудочно-кишечного
тракта, мочеполовой системы; дерматитом, нарушением обмена веществ, гормональными
расстройствами, сколиозом, плоскостопием и пр. Нередкий спутник заикания - тики. Это быстрые,
непроизвольные, навязчивые, стереотипно повторяющиеся движения. В зависимости от локализации
могут быть в лице (частые моргания, закатывания глаз, нахмуривание и поднимание бровей,
сморщивание носа, открывание рта, щелкание языком, потирание подбородка, сплевывание,
скрежетание зубами, гримасничанье и др.); в голове, шее, плечах; в руках, туловище, ногах.
Встречаются и вокальные, когда человек издает разные звуки. Тики - недуг, который по
Международной классификации болезней МКБ-10 относится к Классу: Психические расстройства и
расстройства поведения, Блоку: Эмоциональные расстройства и расстройства поведения,
начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте, имеет Код: F 95. Думаю, внимательные
родители уже заметили, что тики и заикание относятся к одному и тому же Классу и Блоку болезней.
Это значит, что у них много общего. Навязчивые движения, как и заикание, могут иметь невротическую
природу, а также являться проявлением органических поражений и эпилепсии. Впервые увидев тики у
малыша, попытайтесь выяснить причину их возникновения, проанализировать семейную и
окружающую среды и незамедлительно обратитесь к докторам: неврологу и психиатру. Сходите в
детский сад или школу, проверьте, не страдают ли тиками воспитатели и педагоги - эта неприятность
может прививаться по подражанию. Нам известен случай, когда в начальной школе детей учила
пожилая дама, страдающая глазными тиками. В течение одного года тики появились у двух из трех
детей, сидевших на первых партах. Не тяните время и ни в коем случае не привлекайте внимание
ребенка к дефекту, чтобы, как и в случае заикания, не зафиксироваться на нем. Привлечение внимания
ничего не даст: невротик сможет усилием воли на время подавить тики, но это приведет к нарастанию
внутреннего напряжения, дискомфорту и их последующему усилению.
К сожалению, заикание осложняет течение тиков активизацией судорожной готовности. Однако они,
в свою очередь, «препятствуют» нормализации речи, отягощая общий невротической фон. Чуть
лучше стало с одним, так хуже с другим и наоборот. Но вы можете и должны положить конец этому,
проведя параллельное одновременное лечение одного и другого заболевания. Надейтесь на лучшее:
многие тики успешно лечатся и проходят в течение года.
Вообще любая болезнь, существующая совместно с заиканием, усугубляет его течение и
серьезно мешает жизни ребенка. В этой связи мне бы хотелось остановиться на особенно частом
«соседе» - фимозе. С этим заболеванием были знакомы 99% родителей обследованных нами
заикающихся мальчиков. Сталкиваясь с фимозом, большинство мам и пап почему-то начинают вести
себя довольно странно, глупо стесняясь, посмеиваясь и стараясь его игнорировать. Коррекционный
курс у нас проходил 14-летний подросток, мучающийся от гнойных выделений и болей при
мочеиспускании. Он категорически отказывался идти к доктору, и уговоры воспринимал нервно.
Уважаемые родители, не будьте ханжами, не закрывайте глаза на проблему, не дожидайтесь, когда
сын вырастет, и вы уже не сможете на него повлиять и чем-то помочь. Решайтесь незамедлительно,
начиная с трех лет, оставьте ложный стыд и надуманные страхи. Если бесполезным окажется
медикаментозное лечение, незначительная хирургическая операция однозначно и навсегда решит
наболевший вопрос. Избавив ребенка от всего лишнего и мешающего, вы облегчите ему жизнь и
упростите задачу лечения заикания.
48. У 14-летней дочери ярко выражен комплекс собственной неполноценности. Она считает, что все
неудачи и неприятности из-за заикания. Как нам поддержать ее?
Если бы речь шла о взрослом человеке, комплекс собственной неполноценности мог быть вызван
именно заиканием. Но в данном случае, скорее всего, он имеет другую природу. Именно у девочек
такого возраста встречаются столь акцентуированные личности. Акцентуации могут происходить на
почве чего угодно: маленького роста, лишнего веса, родинки на щеке, близорукости, стиля походки,
социального статуса и т.п. Заикание как коммуникативный дефект очень благодатная почва для такого
рода комплекса. Однако это свойство личности, а не заикания. Не было б заикания, дочка
«прицепилась» бы к чему-нибудь еще. Перед вами наитруднейшая задача. Во-первых, необходимо
избавляться от подобного неприятного свойства, а во-вторых, от дефекта речи. Со свойствами личности
бороться тяжело, обычно преодоление занимает годы и то при условии, что вы нашли хорошего
психиатра или психотерапевта. Доктор должен наблюдать за развитием подростка, иметь
представление об его интересах, помыслах и главное - уметь влиять на него. Создавая здоровые
мотивационные и поведенческие модели, врач «подбрасывает» их пациенту, следя за тем, чтобы они
прижились. Так постепенно изменяются взгляды и устраняются акцентуации, хотя на практике это
всегда очень противоречивый и трудный процесс. Особенно важно в опережающем порядке лечить
заикание, без устранения данного дефекта можно справиться с акцентуацией, но не стоит идти по
наиболее трудному пути. Лучше всего, когда обеими проблемами занимается один специалист. Если
же поставленная перед вами цель непосильна, то самый простой выход из положения - радикальная
активизация общения в разных коммуникативных зонах. Например, дочка может ходить в
театральный или литературный кружок, а затем - в фитнесс-центр. Регулярные и систематические
занятия в течение года приведут к некоторому успеху. Но, повторю, более правильно - лечиться.
49. От чего зависит успех лечения заикания?
Такой вопрос родители задают редко, чаще задается другой: «Сможете ли вы вылечить
заикание?» Но при лечении именно первый является значимым. Без стремления получить на него
ответ и разобраться практически невозможно приступать к исправлению речи. Для начала справедливо
разделить больных детишек по группам: младшая, средняя и старшая. Основным фактором
успешности лечения во всех трех группах является выбранная вами коррекционная (лечебная)
методика (см. вопрос 40). От ее возможностей и качества применения зависит очень многое, но далеко
не все. В младшей группе (от 5 до 10 лет) мы бы подразделили обобщенные факторы успеха в такой
пропорции: возможности методики и качество ее применения специалистом - 50%; способности
родителей разобраться в проблеме и точно выполнять рекомендации - 25%; индивидуальные
способности ребенка пользоваться методом - 25%. В средней группе (от 10 до 14 лет) эта пропорция
выглядит как 40% - 20% - 40%. В старшей же группе (от 14 до 18 лет) возможности методики и
качество ее применения специалистом в целом определяют 50% успешности и столько же -
индивидуальные способности подростка. Конечно, такое деление субъективно, но отражает желаемый
идеал. Потенциалы каждой из сторон необходимо грамотно оценивать для того, чтобы по ходу
коррекционного процесса скомпенсировать обнаруженный дисбаланс усилением сопряженных
факторов. Допустим, заикающемуся 10 лет, и вдруг выяснилось, что его родители не могут или не
хотят ничего понять и делать (это не исключение из правила). В этом случае мы вынуждены и обязаны
создавать специальные условия для развития самосознания и расширения возможностей мальчика,
которые могли бы скомпенсировать родительский пробел. При этом обычно применяются достаточно
серьезные психологические и воспитательные тактики, некоторые разрабатываются под конкретного
пациента. Так достигается новое качество применения метода. Мы прекрасно понимаем, что настолько
высокий уровень индивидуализации лечения позволяет получить лишь концепция коррекционной
семьи. Но это также означает насущную необходимость ответственного понимания со стороны
родителей, в особенности для младших детей. В сущности, родители играют равную со специалистом
роль в лечении. Организуя саногенную среду в своей семье, формируя семейные роли, следуя
режиму дня, занимаясь развитием и правильным воспитанием, строго выполняя рекомендации,
мама и папа лечат ребенка! При желании же переложить всю ответственность за лечение на плечи
специалиста, уклоняясь от понимания коррекционного процесса, родители по собственной воле
снижают шансы на успех наполовину, т.к. сын (дочь) немедленно поймет такое отношение к делу и
будет «стараться» так же, как и они. Коллективное сотрудничество всех сторон коррекционного
процесса, их взаимопонимание, взаимодействие и любовь - неизбежные и обязательные слагаемые
полного и окончательного выздоровления.
50. Заикающийся ребенок может получить инвалидность?
Однозначно да. Ребенок, у которого нарушена речевая функция, а нарушение настолько сильно, что
мешает общению и затрудняет обучение, является инвалидом. Имеется в виду ребенок, страдающий
средней или тяжелой формой заикания, при которой он не может сказать все, что хочет. Как старые
«Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы», в
соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации № 535 от 22 августа 2005 г., так и новые, в соответствии с Приказом Министерства
здравоохранения и социального развития РФ № 1013н от 23 декабря 2009 г., относят нарушение
функции речи к основным нарушениям функций человеческого организма. Более того, п. 2-3 последних
из названных инструкций гласит: «К основным видам нарушений функций организма человека
относятся: … нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной (ринолалия, дизартрия,
заикание, алалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи,
нарушения голосообразования и пр.)». Затрудненная способность к коммуникации вызывает
необходимость социальной защиты со стороны государства. Кроме назначения специальной пенсии,
органы соцзащиты должны ежегодно контролировать процесс реабилитации таких детишек, подбирая
необходимые коррекционные и санаторно-курортные учреждения. Некоторые родители напрасно
боятся слова «ребенок-инвалид», тем самым отказывая себе и заикающемуся в реальном улучшении
жизни и здоровья, которое намеревается предложить скупое государство.
51. Везде лечились. Ни один специалист не хочет меня понять как мать. Приходится много спорить с
врачами и логопедами. Почему никто не в состоянии нам помочь?
Одни родители об этом спрашивают, а другие - нет, потому что стесняются. Первые действительно
считают, что никто не в состоянии понять их уникальности, и недовольны, полагая, что специалисты
недостаточно для них квалифицированны. Вторые, хотя и думают так же, как первые, однако
сомневаются в своих убеждениях. Некоторые исключительные мамы то ли в шутку, то ли всерьез, то
ли для получения отрицательного ответа спрашивают: «А не плохой ли у нас ребенок?» Они заранее
предполагают, что им никогда не скажут: «Знаете, ваш сынок просто балбес!» И, следовательно,
консультация пойдет по принципу: «Если он не балбес, то где же тот великий лекарь?» Конечно, далеко
не все родители входят в описанные группы, но оттенки той или иной присутствуют у большинства. Для
начала еще раз уточним: заикание в целом - болезнь семейной среды. Многие матери и отцы считают,
что их воспитание если не идеально, то рационально и приемлемо, и не желают понимать, что
«родина» заикания - их собственная семья. Именно поэтому вы, господа, спорите с профессионалами.
Почему вы не спорите с хирургом насчет того, как вырезать грыжу? Почему не спорите с пилотом
самолета, когда лучше начинать снижение? Потому что ничего не понимаете в их работе, но в
деятельности дефектолога, логопеда, логоневролога, невропатолога, психиатра все кажется понятным,
а многое - неправильным или несправедливым. Родители часто удивляются, услышав от нас, что все
заикающиеся дети очень похожи друг на друга. Но это так - общих черт настолько много, что работа с
ними (как коррекционная, так и педагогическая) практически всегда укладывается в определенную
схему действий, ничем, по сути, не отличающуюся от разработанного плана хирургической операции
или четкого порядка посадки лайнера. Все люди счастливы по-своему, но болеют всегда одинаково
плохо. Наиболее сложным с точки зрения лечения заикания является воспитательный момент, именно
тот, о котором мамы и папы чаще всего спорят.
Уважаемые родители! Если бы вы привели на консультацию счастливого и здорового ребенка,
тогда бы и имели право спорить. Но малыш болен, вы ничем ему не помогли, и поэтому желание
дискутировать будет только помехой выздоровлению.
Ранее больницы назывались богадельнями, потому что врачи делали там божье дело своими
руками и знаниями, помогая Всевышнему спасать человеческую жизнь. Не препятствуйте доктору, не
искажайте процесс лечения, потому что в противном случае ребенку действительно некому будет
помочь, даже если ему благоволят небеса.