Лечение заикания у детей и подростков
в коррекционной семье Светланы Борисовны Скобликовой                        Home    О нас    Консультации    Метод    Лечение    Контакты
С.Б.Скобликова
© 2004 - 2014 г. Все права защищены Скобликова С.Б.
В оформлении сайта использованы фрагменты живописи Эудженио Зампиги



                                                                                            Что такое коррекционная семья



                                                        …и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот меня принимает
                                                                                                          (Евангелие от Матфея, 18:2-5)

      Начнем с определения. Коррекционной семьей (КС) мы называем семью как ячейку общества,
построенную на общих для человечества принципах, но имеющую дополнительную цель - оказание
специализированной помощи временно совместно проживающим больным детям. Главная и
определяющая особенность коррекционной семьи - это профессиональные знания взрослых,
необходимые для коррекционного, педагогического, лечебного воздействия на принимаемого
ребенка. Изначально концепция разрабатывалась нами в комплексе с «Методом лечебной
фонетической ритмизированной реконструкции речи» для эффективного исправления заикания у
детей.
      КС имеет глубокие научно-исторические корни. Никакое учение или научное направление не
может возникнуть на пустом месте. Никакому даже самому толковому питекантропу не могло прийти
озарение в виде изобретения телевизора. По сложности изготовления, например, фонограф могли
создать во времена Римской империи. Древние кое-что знали об акустике, но наука еще не была
настолько продвинутой для появления звукозаписывающего аппарата. Жаль, конечно, что мы не
слышим голоса Цезаря, Марка Антония или Клеопатры. Нашим потомкам повезло больше: пройдут
века, но они услышат голоса Шаляпина, Лучано Паваротти, «Битлз» и многих других, даже,
вероятно, Васи Пупкина, который выложил свой музыкальный «шедевр» на YouTube.
Педагогической, коррекционной и психологической наукам повезло меньше. Собираемые ими
знания только частично сохраняются в виде холодной информации, большая часть утрачивается,
т.к. имеет особенный личностный характер, который невероятно сложно отразить буквами или
символами.  Именно поэтому многие методы пустеют с уходом авторов и, о чудо, если
последователи их правильно понимали и преемственно развили теорию и практику, в противном
случае через десять-пятнадцать лет мы не увидим и следа того, что радовало, помогало или
тревожило.
      Наш учитель Юлия Борисовна Некрасова не начинала занятий без того, чтобы не вспомнить
своего наставника Казимира Марковича Дубровского, причем его имя она произносила так, чтобы
запомнилось  надолго - красиво, примарно и необычайно уважительно. Доктору Некрасовой удались
не только богатая научная жизнь, но и наследие в виде новаций, предложенных ее соратниками и
учениками. Каждый из нас воспринял Некрасовскую науку как призыв к творческому труду на благо
оздоровления людей. Ее идеология, в свою очередь, впитала гигантский пласт идей И.А.
Сикорского, И.И. Тартаковского, Г.Д. Неткачева, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, С.С.
Ляпидевского, Ф.Д. Горбова,  А.А. Бодалева, А.Н. Стрельниковой и многих других. Поэтому мы
убеждены, что методы лечения такого непростого недуга как заикание не могут не иметь
предыстории, не могут не иметь школы и теории, в противном случае, по словам К.Д. Ушинского,
они будут похожи на «знахарство» (1).
      О создании логопсихотерапевтического «Метода лечебной фонетической ритмизированной
реконструкции речи» нами написано достаточно (2), но почему коррекционная семья? Почему бы не
применять его в привычной среде стационара или амбулатории?
      Начнем издалека. Годом рождения современной логопедии в России считают 1933 год, когда по
инициативе Л.С. Выготского и директора Экспериментального дефектологического института (ЭДИ)
Наркомпроса И.И. Данюшевского была создана новая отрасль дефектологии, объектом
исследования которой стали дети с нарушениями речи.  ЭДИ организовал Школу - клинику речи (3).
      В настоящее время в нашей стране существует достаточно развернутая система помощи детям
и взрослым с речевой патологией. Логопедическая помощь населению осуществляется как по
линии образования, так и здравоохранения. В общих чертах она представляет собой труд
специалистов в логопедических кабинетах поликлиник и ДДУ, логопунктах, логопедических детских
садах, речевых школах и специализированных центрах - амбулаторно в виде занятий; больницах и
санаториях - стационарно в виде достаточно длительной госпитализации. Таким образом, деление
происходит только на два направления, каждое из которых имеет достоинства и недостатки. Именно
их недостатки определили необходимость создания третьего нового направления - коррекционная
семья.
      В.И. Селиверстов в своем труде «Заикание у детей» записывает в преимущества амбулаторной
работы то, «...что заикающиеся дети на время лечения не отрываются от привычного социального
окружения. Отсюда у них появляется возможность переносить навыки, приобретенные в кабинете, в
свою повседневную жизнь» (4). Это единственное достоинство, упомянутое уважаемым автором, на
наш взгляд, совершенно ошибочно. Закрепившееся заикание является плодом множества
негативных факторов, но, в первую очередь, фактора неблагоприятной семейной среды. Негативная
семейная среда отнюдь не означает «алкогольную» или подобную, она является негативной с точки
зрения пользы ребенку-невротику при заикании. Дисфункциональность семьи, нарушение семейных
ролей, патологическое воспитание, какой бы эффективный метод  не применялся, могут свести на
нет труд специалистов в амбулаторных условиях. В период коррекции, когда необходимо
мотивировать и мобилизовать ребенка на успех, семейные воспитательные проблемы могут или
препятствовать лечению или, в лучшем случае, невероятно затянуть его. Если папы и мамы идут на
амбулаторные занятия с целью коррекции заикания, они должны хорошо понимать, что за  удобство
и сохранение жизнеустройства необходимо заплатить низкой результативностью или полной
родительской самоотдачей, возникающей, когда родитель совместно с ребенком проходит
необходимую семейную терапию (Н.Л. Карпова, 5).
      С этой точки зрения интересно исследование Л.Г. Парамоновой. Она отмечает, «...что в
амбулаторных условиях дети-школьники часто не дают заметных улучшений речи. Таким образом,
эти занятия приносят им только лишнюю травму или неуверенность в возможности излечения от
заикания». Среди причин низкой успешности лечения автор указывает на недостаточный контакт с
врачами, занятость родителей ребенка, неспособных поэтому обеспечить должный режим его дня,
питания, занятий, контроль за его речью, благоприятную семейную обстановку.
      Преимуществом стационарного лечения,  по мнению Л.Г. Парамоновой, «является, с одной
стороны, изоляция детей в стационаре от бытовых, нередко неблагоприятных условий, возможность
спокойного и ровного поведения, целенаправленность всех действий, твердый режим дня. С другой
стороны, постоянное наблюдение медицинского и педагогического персонала за детьми позволяет
усилить комплексное воздействие на каждого из них. В стационаре оказывается возможным
создание для детей речевого режима, расширение рамок психотерапии, медикаментозного и
физиолечения, снотерапии» (4). Стоит согласиться с автором, но стационар, какой бы он ни был,
всегда есть и останется для малыша чуждой, а иногда «опасной» средой. Ребенок всегда точно
подмечает формализм в подходе взрослого, не секрет, что именно формализм и казенность
являются свойствами любого стационара. Именно на формализм, как на главное зло в воспитании
детей с нарушениями развития, указывал И.И. Данюшевский - основоположник изучения,
воспитания и обучения  таких детей в СССР (6).
      Описанные формы работы с заикающимися важны, каждая по-своему, и занимают должное
место в общей системе, но, к сожалению, не обеспечивают максимальной эффективности лечения и
целостного взаимодействия с детьми и родителями. О необходимости активного участия именно
семейной среды в воспитании ребенка с отклонениями в развитии уже с позапрошлого века говорит,
например, русская сурдопедагогика. Так, мысли о необходимости раннего воспитания глухого
ребенка в семье были высказаны В.И. Флери еще в 1835 году в его труде «Глухонемые,
рассматриваемые в отношении к их состоянию и к способам образования, самым свойственным их
природе» (7). Идею важности раннего воспитания и обучения глухих детей в семье пропагандировал
Ф.A. Pay, организовавший специальные курсы для их матерей (8). В 30-70-е годы проблемой
воспитания в семье занималась Б.Д. Корсунская, которой была написана книга «Воспитание глухого
дошкольника в семье» (9).
      Интересно наследие известного врача и педагога И.В. Маляревского - создателя семейных
патронажей для душевно больных. Первое такое учреждение было организовано им в 1882 году.
Позднее в России работало 12 врачебно-воспитательных учреждений. Маляревский отмечал, что
педагогическая неумелость родителей больных детей приводит к возникновению эгоизма,
отсутствию сознания долга перед окружающими, излишнему самолюбию, что может быть принято
за душевное страдание. Ученый указывал на важность диагностики семейных отношений и роли
неправильного воспитания в формировании болезни (10).
      Известный отечественный дефектолог В.П. Кащенко, оказывая помощь семье в воспитании
больного ребенка, в первую очередь обращался к разъяснению «дефективности характера» и
трудностей воспитания, а также давал рекомендации относительно режима дня и тактики
взаимоотношений (11).
      С 1907 года в России сначала в Москве, а затем Петербурге при Психоневрологическом
институте работали курсы или «кружки совместного воспитания», где проводились занятия для
детей и родителей, на которых рассматривались сложные конфликтные ситуации и давались советы
по их устранению (12).
      В советскую эпоху работами многих известных ученых были продолжены и развиты установки
на важность и ответственность воздействия семейной среды на лечение и воспитание детей с
отклонениями развития (И.Л. Белопольская, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, М.В. Ипполитова, К.С.
Лебединская, Б.И. Пинский, Ю.Б. Некрасова и многие другие).
      На наш взгляд, самой прогрессивной и наиболее актуальной, с точки зрения качества
взаимодействия с семьей, является деятельность Наталии Львовны Карповой, разработавшей
«Методику групповой семейной психотерапии» на основе наследия  Ю.Б. Некрасовой. Термин
«семейная» появился в труде Н.Л. Карповой после осмысления ею объективных проблем в
логопсихотерапевтической работе, в частности, с заикающимися подростками (13). Таким образом,
ученые, стремящиеся повысить результативность специализированной помощи, неминуемо
приходят к источнику и объекту эффективного воздействия - микросоциальной среде.
      Однако, несмотря на качество, отражающее осознанное понимание и доказанность важности
семейного фактора, все исследования страдают неким недостатком эмпиризма. Они строятся через
опосредованный анализ извне путем тестирования, опросов, консультаций или занятий в
амбулаторных группах для нескольких семей. Реальную лечебную семейную среду с участием
специалистов для ребенка никто ранее (!) моделировать не пытался. Однако еще в 1889 году
известный психиатр Иван Алексеевич Сикорский - родоначальник науки о заикании, именем
которого, собственно, и было названо это заболевание (невроз Сикорского) писал: «Для интересов
лечения всего лучше поместить больного среди небольшого общества людей, присутствие которых
не стесняет его и относительно которых он чувствует себя безразлично или, наоборот, которые
служат для него нравственной поддержкой. Этим условиям более всего удовлетворяет помещение
больного в семью пользующего врача...» (14). Доктор Сикорский фактически предсказал появление
коррекционной семьи, но тому были естественные причины. Сын Ивана Алексеевича - Игорь
Иванович - известный авиаконструктор, создатель первого в мире четырехмоторного самолета и
первого в мире одновинтового вертолета, в детстве сильно заикался. Отец был вынужден лечить его
самостоятельно и очень успешно. И все же первоисследователь заикания не мог объять необъятное
и, возможно, не захотел поделиться личным опытом семейного лечения, так как личное в те времена
было в значительной степени более удалено от общественного, чем сейчас. Сикорский
акцентировал свое внимание на помощь в стационаре, руководимом опытным врачом. Но теперь мы
понимаем, что естественная отстраненность специалиста, недостаток подлинности ситуации снижает
как точность диагностики, так и, соответственно, результативность лечения. Уже первые
экспериментальные опыты в 90-е годы, проведенные нами, показали перспективность такого
моделирования. Последующие два десятилетия труда  подтвердили качественно новый уровень
достоверности изучения объекта исследования и эффективности профилактического, лечебного и
воспитательного процессов, разработанных и применяемых в коррекционной семье.
      Сравнивая коррекционную педагогику с космическими исследованиями, любопытно привести
аналогию. Сотни телескопов разглядывают отдаленные планеты солнечной системы, получая
огромный объем интереснейших данных, но информация от полетов «Вояджеров» или «Пионеров»
совершенно бесценна тем, что получена «изнутри» планетарных систем. Внутренний мир семьи - это
тот космос, который Альфред Адлер называл «созвездием», и чем больше мы будем знать о
влиянии, взаимопонимании, конфликтах и противоречиях этого мира, тем точнее и полноценнее
сможем помочь терпящему бедствие дитя, вокруг которого, как продолжателя человеческого рода,
и вращается жизнь (15). 
      Антон Кемпинский описывал объемность эффективной психотерапевтической работы сотнями
часов, в которых происходят контакты пациента и доктора (16), но опыта непрерывного нахождения
ребенка со специалистом в целях лечения в естественных условиях ранее не имел никто. Данный
опыт становится абсолютно бесценным в силу систематизации данных о многих детях, прошедших
через КС.
      Таким образом, коррекционная семья - это пока единственный и уникальный научно-
практический феномен коррекционной педагогики De intus.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение Что такое коррекционная семья Коррекционная семья сегодня Новый горизонт успешности лечения заикания у детей О начале коррекционного воспитания заикающегося Куда делся родительский авторитет? Пришло письмо Трудности и неудачи Требования к участникам процесса Перспективы развития Модели для всех Хождение за три мира Список литературы
ЛЕЧЕНИЕ ЗАИКАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ СЕМЬЕ