С.Б.Скобликова
© 2004 - 2014 г. Все права защищены Скобликова С.Б.
В оформлении сайта использованы фрагменты живописи Эудженио Зампиги



                              ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗАИКАЮЩЕГОСЯ РЕБЕНКА И КОНСУЛЬТАЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ

      Для того чтобы создать план индивидуальной работы с ребенком, необходимо провести полное
психолого-педагогическое и логопедическое обследование. Цели этого обследования: 1) оценить по
классификатору выраженность заикания;  2) выяснить, есть ли у ребенка, помимо заикания, другие
речевые дефекты;  3) определить уровень интеллектуального развития; 4) установить наличие или
отсутствие сопутствующих психопатологических комплексов заикающегося. Зачастую мамы и папы
задают вопрос: «Зачем надо проходить обследование? Мы много где обследовались и лечились.
Диагноз давно поставлен». Дело в том, что каждая методика нуждается в собственном, специально
подобранном коррекционном материале, который формируется в результате обследования, поэтому
различные методики подразумевают различные обследования, а некоторые специалисты создают
необходимую им собственную шкалу оценки выраженности заикания, что мы и сделали.
      Мы считаем, что заикание можно оценить в баллах от 0 до 10 по классификатору
выраженности.
                                               Классификатор выраженности заикания

      0 баллов. Признаков заикания нет.
1 балл. Речь легкая, свободная, понятная для окружающих, интонационно разнообразно
окрашенная. Ситуативно, как реакция на тревожную или травмирующую обстановку, возникают
единичные клоны первых звуков и слогов в количестве 1 клон на 25 слов. Дыхание
нормативное.
2 балла. Речь легкая, свободная, понятная для окружающих, интонационно разнообразно
окрашенная. Ситуативно, как реакция на тревожную или травмирующую обстановку, возникают
единичные клоны первых звуков и слогов в количестве 1 клон на 15 слов. Придыхания перед
началом речи.
3 балла. Речь свободная, понятная для окружающих, интонационно окрашенная.   Возникают
единичные клоны первых звуков и слогов в количестве 1 клон на 5 слов. Отмечаются
преодолимые дыхательные судороги. Дыхание поверхностное.
4 балла. Речь затрудненная, понятная для окружающих. Интонация однообразная и обедненная.
Возникают единичные клоны первых звуков и слогов в количестве 1 клон на 5 слов. Отмечаются
преодолимые дыхательные и артикуляторные судороги. Дыхание поверхностное.
5 баллов. Речь затрудненная, понятная для окружающих. Интонация бедная. В
коммуникативном процессе отмечаются преодолимые дыхательные и артикуляторные судороги,
как множественные клонические, так и тонические, при этом преодолимые тонические судороги
встречаются в количестве 1 на 1 минуту речи. Дыхание поверхностное, дискретное. Возможны
вегетативные расстройства, эмболофразия.
6 баллов. Речь затрудненная, смысл сказанного понятен, но информативность речевого потока
снижена. В коммуникативном процессе отмечаются преодолимые дыхательные, артикуляторные
и голосовые судороги, как множественные клонические, так и тонические, при этом
преодолимые тонические судороги встречаются в количестве 1 на 10 секунд речи. Дыхание
поверхностное, дискретное, дискоординированное. Наблюдаются вегетативные расстройства,
сопутствующие движения, эмболофразия, логофобия.
7 баллов. Речь затрудненная, смысл сказанного понятен в общих чертах, информативность
речевого потока снижена. Отмечаются преодолимые дыхательные, артикуляторные и голосовые
судороги, при этом преодолимые тонические судороги встречаются в количестве 1 на 3 секунды
речи. Дыхание поверхностное, дискретное, дискоординированное. Наблюдаются вегетативные
расстройства, сопутствующие движения, эмболофразия, логофобия, тахикардия.
8 баллов. Речь затрудненная, смысл сказанного понятен не всегда, информативность речевого
потока существенно снижена. Отмечаются непреодолимые дыхательные,  артикуляторные,
голосовые судороги, при этом непреодолимые тонические судороги преобладают и встречаются
в количестве 1 на 5 секунд речи, вызывая непродолжительные паузы. Дыхание поверхностное,
дискретное, дискоординированное. Наблюдаются развитые вегетативные расстройства,
сопутствующие движения, эмболофразия, логофобия, тахикардия.
9 баллов. Речь серьезно затруднена, смысл сказанного понятен не всегда,  информативность
речевого потока снижена  наполовину. Отмечаются непреодолимые дыхательные,
артикуляторные, голосовые судороги, при этом непреодолимые тонические судороги
преобладают и встречаются в количестве 1 на 2 секунды речи. Дыхание поверхностное,
дискретное, дискоординированное. Наблюдаются множественные вегетативные расстройства,
сопутствующие движения, эмболофразия, логофобия, тахикардия, эмоциональные расстройства
- слезы, плач, злость. Встречается отказ от речи после неудачной попытки или непреодолимой
судороги.
10 баллов. Речь представляет собой неинформативную последовательность слогов и слов,
произносимую с постоянными множественными непреодолимыми судорогами всех типов.
Смысл речи непонятен. Речь надолго прерывается. Дыхание поверхностное, дискретное,
дискоординированное. Наблюдаются  множественные вегетативные расстройства,
сопутствующие движения, эмболофразия, логофобия, тахикардия, эмоциональные расстройства
- слезы, плач, злость. Возможны гиперсаливация, тики, ситуативные нарушения слуха и зрения,
обморок. Вероятен заблаговременный отказ от речи.

      Итак, мы определяем по классификатору выраженность заикания в баллах, обследуя все формы
речи (чтение, пересказ, шепотную, стихотворную, сопряженную, отраженную, конфликтную,
спонтанную). Именно полученная по классификатору оценка позволяет организовать коррекционный
процесс с учетом особенностей заикания ребенка и заранее сделать правильный выбор наиболее
эффективных в данном случае коррекционных компонентов методики. Таким образом намечается
«направление главного удара».
      На обследовании мы обязательно выясняем, есть ли у ребенка, помимо заикания, другие
речевые дефекты. Очень часто логопеды отказываются заниматься коррекцией звукопроизношения
с заикающимися детьми, говоря родителям: «Исправьте сначала заикание, а звуки мы вам потом
поставим». Заикающиеся дети длительное время оказываются вообще без логопедической
помощи, при этом на фоне дефектного произношения усиливается выраженность заикания. Мы
считаем, что невозможно проводить коррекцию заикания, если звукопроизношение нарушено.
Заикание - тяжелый комплексный дефект, каждый компонент которого является составной частью
заикательного стереотипа и, следовательно, компонентом устойчивого патологического состояния.
Сказанное в первую очередь относится к неправильному произношению, которое, оказавшись
неисправленным, может восстановить память о патологическом состоянии. Именно поэтому, прежде
чем приступать к коррекции заикания, необходимо полностью исправить дефектное
звукопроизношение.
      В ходе обследования мы определяем уровень интеллектуального развития ребенка, наличие или
отсутствие задержки психического развития, соответствие объема знаний и представлений о мире
возрастному нормативу. Эта информация тоже играет немаловажную роль в подборе коррекционного
материала. Среди родителей бытует миф об исключительно высоком интеллекте заикающихся
детей. Мама шестилетнего Артема С. заявила нам: «Конечно, плохо, что сын заикается, успокаивает
лишь то, что он умный». На мой вопрос, с чего она это взяла, мать ответила:
«В литературе пишут, что заикающиеся дети умнее незаикающихся». Спешу вас разуверить: это
всего лишь миф. Наличие заикания не предопределяет высокого интеллектуального развития.
Заикание наблюдается у детей и с высоким, и с нормальным, и с низким интеллектом. К сожалению,
заикание как болезнь, на наш взгляд, не является стимулятором интеллектуального роста.
      В ходе обследования мы обязательно устанавливаем наличие или отсутствие
психопатологических комплексов заикающегося. Один из таких комплексов - комплекс собственной
неполноценности - особенно ярко наблюдается у подростков. При выявлении подобного комплекса
нами организуется специальная педагогическая работа по его преодолению и устранению.
      После обследования проводится обязательная беседа и консультация с родителями, мы
информируем их о результатах; узнаем дополнительные необходимые сведения о ребенке (анамнез,
проблемы поведения, семейных взаимоотношений и т.д.); объясняем, что такое заикание и чем оно
опасно; рассказываем обо всех достойных коррекционных методиках нашей страны; в целях
устранения обращаем внимание на проявления заикания, которые родители ранее замечали, но
никак с заиканием не связывали и самое главное: намечаем пути помощи конкретному
заикающемуся, советуем так организовать его развитие и жизнь семьи, чтобы не допустить
прогрессирования болезни.
      Некоторое время назад для того, чтобы помочь людям, проживающим в отдаленных районах
нашей страны, мы начали использовать видео Интернет-конференции для дистанционного
обследования детей в режиме on-line. До этого заикающихся так никто не обследовал. Оказалось,
что новая техника позволяет не только полноценно работать, но и расширяет некоторые
диагностические возможности. Следуя инструкции, родители располагают камеру в детской
комнате, а значит, мы можем виртуально побывать в реальной жизненной среде заикающегося,
познакомиться со всеми членами семьи, услышать речь и увидеть поведение ребенка в родных
условиях. Нам нравится такой вид обследования своей большей достоверностью, а родителям тем,
что не нужно тратиться на билеты. Иногда достоверность становится курьезной. Когда я писала эту
книгу, состоялось on-line обследование пятилетнего Тимоши Б. Обнаружив весь классический набор
семьи заикающегося: от двухъярусной кровати при потолке 2.50 м до игрушечного склада, нам
показалось и обычным расторможенное поведение этого мальчика. Закончив обследование, я
приступила к консультации, но мы с мамой ждали, когда подойдет отец. И он подошел. Этот дядя
появился перед телекамерой раздетый до пояса, а на его шее красовалась могучая золотая цепь.
Усевшись на диван, папа, подзаикиваясь, раздраженно спросил: «Так вы делаете коррекцию или
лечение?» Как вы думаете, уважает ли этот человек специалиста, к которому обращается за
помощью? Во всем этом есть глубокий смысл: не уважая специалиста, родитель не будет
выполнять его рекомендаций, а, следовательно, навредит собственному ребенку. Однако
подчеркну, что такое «явление папы» носит выраженный диагностический характер, теперь, работая
с Тимошей, нам придется учитывать вероятность безответственного отношения к нему со стороны
родителей.
      Особенно важно консультирование на начальных этапах возникновения заикания, когда его
стаж не превышает 3-х месяцев. При наличии стремления помочь собственному ребенку папа и
мама, усердно выполняя рекомендации, порой добиваются невозможного. В нашей практике
встречались случаи, когда одной консультации оказывалось достаточно для последующей полной
нормализации психо-речевого состояния ребенка.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Лечение заикания у детей и подростков
в коррекционной семье Светланы Борисовны Скобликовой                        Home    О нас    Консультации    Метод    Лечение    Контакты
От автора Что такое заикание Время и причины возникновения заикания В чем моя вина Дезорганизация жизнедеятельности при заикании Воспитание О нашем учителе Ю.Б.Некрасовой и ее работе С чего все начиналось Обследование заикающегося ребенка и консультация родителей Концепция исправления заикания в коррекционной семье Лечение или коррекция, индивидуально или в группе От режима молчания к первым словам Метод лечебной фонетической ритмизированной реконструкции речи Эффекты, которых не ждали От «Доброго утра» до «Спокойной ночи» Памятка родителям или краткий курс спасения Александр Надежда Вера и Виктор Заключение
ЗАИКАНИЕ: ЛИЦОМ К ЛИЦУ