С.Б.Скобликова
© 2004 - 2014 г. Все права защищены Скобликова С.Б.
В оформлении сайта использованы фрагменты живописи Эудженио Зампиги



                                                                 О НАШЕМ УЧИТЕЛЕ Ю. Б. НЕКРАСОВОЙ И ЕЕ РАБОТЕ

      Юлия Борисовна Некрасова (14.12.1931г. - 22.05.2004г.) - создатель метода
логопсихотерапевтического воздействия на заикающихся. Эта удивительная женщина применяла и
развивала его несколько десятилетий. Ее труд существует не только во множестве публикаций и
диссертаций, он живет в сердцах людей. Кто хотя бы раз видел работу Ю.Б. Некрасовой, оставался
поклонником Мастера навсегда.
      Юлия Борисовна - кандидат педагогических и доктор психологических наук. Являясь ученицей и
последователем Казимира Марковича Дубровского (создателя «Метода директивного группового
внушения» и «Метода одномоментного снятия заикания»), Ю.Б. Некрасова использовала в своем
творчестве психотерапевтический эмоционально-стрессовый сеанс. Но сеанс по Некрасовой не
являлся одномоментным воздействием, могущим освободить заикающегося от его недуга, а был
«ценным мобилизующим, создающим правильную настроенность больного началом лечения».
Проводимые Юлией Борисовной в театре на Таганке сеансы собирали море людей. При этом
зрители становились участниками сложного психотерапевтического воздействия. Происходило чудо
- в конце сеанса стоявшие на сцене заикающиеся абсолютно свободно говорили. После сеанса с
группой взрослых пациентов начинались логопсихотерапевтические занятия, аутогенные тренировки,
дыхательные упражнения, психологические уроки, нацеленные на исправление речи и
«заикающейся личности». Свою работу Ю.Б. Некрасова рассматривала как процесс
«контролируемого единства психолого-педагогического и психотерапевтического воздействий на
личность пациента в их глубинном проникновении».
      Деятельность доктора Ю.Б. Некрасовой была творчеством. О ней написано много статей и снято
два документальных кинофильма: «Человек может все» (1986г.), «Я, конечно, вернусь...» (1988г.).
Фильмы ранее неоднократно демонстрировались на телевизионном экране. Если вы, уважаемый
читатель, хотите больше узнать о нашем Учителе, посмотрите один из них. Незабываемое зрелище,
настоящий душевный катарсис.
      Так что же такого особенного и важного создала Юлия Борисовна? Ответ на вопрос лучше
поискать в научных трудах Мастера, но я выскажу свое личное мнение об ее авторстве и
новаторстве.
      Дефектолог по образованию и доктор психологии Некрасова постоянно изучала и применяла
психо-речевые техники, позволяющие разрушать устойчивое патологическое состояние при
заикании и, следовательно, формировать новый речевой стереотип. В результате работы ею внедрен
научный термин «логопсихотерапия». Мне приходилось встречать много толкований данного
понятия, чаще под ним понимается вся комплексная психотерапия при логоневрозе (заикании), но,
на мой взгляд, это не совсем точно.
      Мы полагаем, что необходимо уделить достойное внимание именно тому, что почему-то
практически не исследуется как в трудах самой Юлии Борисовны, так и ее последователей.
Рассмотрим формулу: «Заикающегося человека может лечить его же собственная речь». Парадокс?
Отнюдь. Некрасова первая заявила о том, что особенным образом сформированная речь
лечащегося может: 1) позволить ему свободно говорить; 2) говорить, не заикаясь; 3)
терапевтически (лечебно) воздействовать на речевую функцию и весь организм в целом. Ю.Б.
Некрасова применила в работе с заикающимися людьми Полный стиль произношения (ПСП)
русского языка, несколько  модифицировав его добавлением нейтральных звуков и организованного
ритма. Таким образом, клин вышибался клином, а подобное лечилось подобным. Эффект оказался
впечатляющим, учитывая применение ПСП уже после сеанса эмоционально-стрессовой
психотерапии, однако он так и не удостоился описания в литературе. Организованная открытыми
слогами речь оказалась полностью защищенной от заикания. Чем больше человек говорил Полным
стилем, тем более уверенным становился, настраивалось его общение, постепенно исправлялись
нарушенные заиканием фонематический слух, интонация и т.п. Я далека от мысли, что вся методика
Юлии Борисовны состояла из ПСП, однако в комплексной системе стиль занимал лидирующее
положение. Именно ПСП формировал стабильность нормализованной речи за счет замещения
устойчивого патологического состояния при заикании на саногенное (имеющее способность лечить)
состояние. Причем для возникновения данного состояния требовалось только одно: научиться
идеально говорить на ПСП. Но доктор Некрасова пошла дальше и закрепила успех разработкой
психологических факторов, вызывающих саногенные состояния. Эти состояния  выстраивались ею в
логическую систему, овладевая которой ранее заикавшийся человек мог подсознательно вызывать
любое из них (или даже целую группу), преодолевая  трудности общения. Чем дольше лечащийся
пользовался своими знаниями, тем все меньше он был связан с заиканием, т.е. становился
здоровым.
      Ученый создала абсолютно новый личностно-ориентированный реабилитационный
терапевтический процесс при заикании, включающий в себя скоординировано действующие
терапевтические компоненты. Главной ценностью и особенностью методики Некрасовой была ее
лечебная последовательность событий. Каждое  коррекционное воздействие являлось базой и
началом другого. В ходе лечения пациент сам создавал новую речь, отчего возникало ощущение
полного контроля над происходящим. Ни один из компонентов метода (будь-то дыхательная
гимнастика Стрельниковой или Полный стиль произношения) никогда не применялся без глубокой
взаимосвязи с другими. Так и достигалась высочайшая эффективность лечения. «Глубинное
проникновение» коррекционных компонентов подчинялось особенному алгоритму лечения. На
каждом этапе процесса повышалась восприимчивость (как сознательная, так и бессознательная) к
следующему методическому компоненту. Так, если взять заикающегося и обучить его ПСП, пусть
даже в уже модифицированном некрасовском варианте - заикание не исчезнет. При этом лечащийся
подумает, что новая речевая форма ему ничем помочь не может. Для того чтобы понять и принять 
эту форму речи, необходимо пройти некоторый путь преодоления и взобраться на несколько
ступенек по лестнице лечебного процесса, заскочить сразу наверх никак не получится. Этот
алгоритм действий, к сожалению, в трудах Юлии Борисовны никак не описан и передается от
ученика к ученику.
      Методика Ю.Б. Некрасовой ориентировалась на повышенный интеллект взрослого
заикающегося. Пациенты, перед тем как попасть на лечение, проходили специальный отбор.
Некрасова с трудом принимала в группы подростков и постоянно публично высказывалась об их
нежелании работать. Однако все же прошедшие реабилитационную группу подростки всегда имели
превосходный результат. Дети вообще могли присутствовать на занятиях только в роли зрителей.
Теперь, имея свой огромный опыт работы с заикающимися детьми и подростками, я понимаю,
насколько велико было это заблуждение.
      Мы считаем Юлию Борисовну своим Учителем, потому что я работала с ней в одной
лаборатории более 3-х лет и занималась ее темой, а мой муж Алексей в 1988 г. прошел
реабилитационную группу. Мы с мужем относимся к своему Учителю по-разному, но каждый с
огромным уважением, благодарностью и гордостью. Созданные нами и описанные в этой книге
«Концепция исправления заикания в условиях коррекционной семьи» и «Метод лечебной
фонетической ритмизированной реконструкции речи» являются преемственным продолжением труда
Юлии Борисовны Некрасовой.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Лечение заикания у детей и подростков
в коррекционной семье Светланы Борисовны Скобликовой                        Home    О нас    Консультации    Метод    Лечение    Контакты
От автора Что такое заикание Время и причины возникновения заикания В чем моя вина Дезорганизация жизнедеятельности при заикании Воспитание О нашем учителе Ю.Б.Некрасовой и ее работе С чего все начиналось Обследование заикающегося ребенка и консультация родителей Концепция исправления заикания в коррекционной семье Лечение или коррекция, индивидуально или в группе От режима молчания к первым словам Метод лечебной фонетической ритмизированной реконструкции речи Эффекты, которых не ждали От «Доброго утра» до «Спокойной ночи» Памятка родителям или краткий курс спасения Александр Надежда Вера и Виктор Заключение
ЗАИКАНИЕ: ЛИЦОМ К ЛИЦУ