С.Б.Скобликова
© 2004 - 2014 г. Все права защищены Скобликова С.Б.
В оформлении сайта использованы фрагменты живописи Эудженио Зампиги



                                                                                                                              ВЕРА И ВИКТОР

      В конце холодного лета мы работали с мальчиком пяти лет по программе «Мать и дитя» и
готовились к приему в семью тринадцатилетнего подростка из Санкт-Петербурга. Однажды утром на
почту пришло сообщение с просьбой срочно провести консультацию девочке 15-ти лет из
Подмосковья. Чрезвычайная беспокойность характера письма насторожила, но мы назначили
встречу, и она незамедлительно состоялась.
      Перед нами предстала стройная, скромно одетая девушка со скованными движениями,  
красивыми чертами лица и глазами, полными отчаяния. Отец и мать объяснили, что они недавно
пытались устранить заикание в одном знаменитом наукограде, до которого добирались самолетом.
Сверхдорогостоящая попытка никакого результата не дала, однако не это беспокоило родителей -
они стали замечать, что их дочь после поездки стала вести себя неадекватно, внезапно раздумала
идти учиться в институт и захотела стать адептом одной из известных современных сектантских
церквей. Только тогда они поняли, что там, в заснеженном краю, оформляли договор не на лечение,
а на проповеднический курс с их девочкой. К сожалению, невероятная  родительская любовь
закрыла глаза на те документы, которые подписывал отец во спасение дитя. И особенно печально
было то, что дочка сама, двигаемая огромным желанием исправить речь, нашла этого «доктора»
через Интернет и поверила ему. Семейные ссоры переросли в устойчивый процесс, и родители
приняли решение - сначала отправить дочь на отдых, а затем снова приступить к лечению.
      Обследование подростков, обычно протекающее в виде беседы, на этот раз стало буксовать с
первой минуты. Девушка то смотрела на родителей, то плакала, то отвечала, то молчала, глядя на
свои тонкие с изящным голубым маникюром руки. Ее речь представляла собой сплошной поток
судорог. Мы предложили Вере прочитать отрывок из «Графа Монте Кристо», но это оказалось 
невозможным вообще - она, пробуя читать, сообщила, что текст сливается в глазах в одну мутную
пелену. Мама и папа настоятельно просили принять дочь немедленно, но у нас был полностью
заполнен график работы вплоть до будущего года, а через три дня привозили мальчика из Питера.
Однако увиденное растрогало нас тяжестью дефекта, шаманством вокруг лечения, страшным
диссонансом между поразительной внешностью девушки и ее болезненным состоянием.
Посоветовавшись между собой, мы согласились взять Веру на коррекцию в микро-группу с
ожидаемым на днях Виктором. Глаза родителей и девушки засветились надеждой. Наша беседа
затянулась, отец долго рассказывал о семье, о старшей дочери и младшем сыне, о работе, а мать
беспокоилась о том, чтобы дочка не осталась голодной. После той злосчастной поездки в Сибирь ее
очень удивило, на уровне непонимания, что жизнь и питание у нас являются бесплатными. Эти
добрые люди, прожившие жизнь, к сожалению, уже давно успели привыкнуть к сложному нраву
нашей Родины.
      Через три дня Вера приехала к нам проходить курс по программе «Санаторий «LIBERTY»,
родители моментально умчались, а мы остались с ней в ожидании Виктора.
      Когда автомашина с питерскими номерами показалась в окошке, Вера разволновалась и
решила уйти, но мы ее остановили, хотелось проверить первую реакцию семьи Вити на девочку, о
которой ранее мы не договаривались и предполагали индивидуальный курс. В зал вошел высокий
молодой мужчина и улыбающаяся брюнетка, а за ней, держа ее за руку, шел мальчик с
взъерошенными волосами и тетрадкой в руке. Мужчина - Витин отчим, глядя на Веру, произнес: «А
кто же эта красавица - ваша дочка?» Это была та фраза, которую мы никак не ждали, но которая
впоследствии оказалась знаковой для Веры. Объяснив, что у нас организовалась микро-группа, мы
начали оформлять необходимые документы. Витя, сидя на диване, показывал свою готовность к
бою, но покручивал пуговицу на футболке. Его мать, еле скрывая волнение, говорила, что сын
обязательно справится, а отчим разъяснял, что для Виктора заниматься вместе с девочкой лучше, и
лично он доволен, что так получилось. Как показало последующее тестирование и вся работа - ни
его, ни наша интуиции нас не подвели - эти подростки подходили друг другу для сотрудничества как
нельзя лучше.
      Обследование речи мальчика в который раз показало беспощадный характер заикания как
болезни, оно существенно прогрессировало с того момента, когда мы впервые видели Виктора.
Выраженность на настоящий момент оценивалась в 10 баллов, как и у Веры, но субъективная
оценка тяжести все же склонялась в сторону последней. 
      Гости разъехались, а мы остались с детьми один на один. Учитывая повышенную «зажатость»
Веры, она была размещена в отдаленной комнате, недалеко от ванной, а Витя -  в самом центре
событий, в комнате около рабочего зала. Вера и Виктор познакомились, но новая обстановка
требовала такта и привыкания. Ближе к вечеру мы усадили детишек в кресла и провели вводную
беседу о предстоящем лечении, задали несколько вопросов. Как обычно, вечерняя речь давалась
тяжелее дневной. Ребята устали и, разойдясь по комнатам, уснули с установкой проснуться и
молчать - наступал период молчания.            
      Молчание для подростков труда не представляет, и на этот раз оно текло совершенно гладко.
Однако Вера за все четыре дня не допустила ни одного срыва, а Витя «сорвался» восемь раз.
Гимнастика по Стрельниковой как Вере, так и Вите поначалу показалась невероятно тяжелой.
Виктор, выполнив только сотню вдохов, взглядом просил пощады, а Вера показывала свою
больную спинку и немеющие ножки. Но дело двигалось, как и продолжалась отдельная работа с
мальчиком, который жил с мамой. Постепенно дыхательная зарядка перестала вызывать у ребят
недовольство - они приспособились. Этому посодействовал также наш обычный методический
прием проводить гимнастику одновременно, но отдельно с каждым учеником. Детей в ритме
дыхания, как и ритме речи, нельзя ни торопить, ни тормозить, а необходимые шумные вдохи могут
сбивать ритм стоящего рядом, поэтому обычно дыхательной гимнастикой с Витей занимался
Дмитрий, а с Верой в другом помещении  - Алексей Арнольдович.
      Ребятам, пожалуй, впервые пришлось работать так много. Они внимательно нас выслушивали,
иногда письменно задавали вопросы, но главное - все больше и больше верили в свой будущий
успех. Воспринимаемая на слух реконструированная речь, совместно с логическим объяснением ее
механизма действия, отменно воспитывает в подростке уверенность в своих силах. Этому
способствуют и демонстрационные примеры записей бывших пациентов.
      Первые аутогенные тренировки обнаружили чрезвычайное нервное напряжение у подростков.
Они тяжело входили в состояние расслабления, с запаздыванием выполняли элементарные
задания, у них наблюдались моторные всплески. Но по мере приближения к сеансу снятия
молчания состояние несколько нормализовалось, и это позволило без каких-либо проблем молчание
снять. Первые фразы прозвучали чисто и стеснительно у Веры, но громко и гордо у Виктора.
Реконструкция состоялась, взрослый продвинутый ум подростка мгновенно на слух ухватил
реконструктивный принцип методики. Итак, мы начали говорить.
      Отношение ко всем видам занятий у воспитанников было заинтересованное и серьезное. Скорее
всего, сказывалось сочетание огромного внутреннего желания лечиться (о причинах которого мы
тогда еще не знали) и общего гиперпозитивного настроя на лечение в семье каждого. Даже
«Курочка Ряба» пересказывалась ребятами с сосредоточенным   видом   изложения   поэмы    В.
Маяковского         
«Ленин». На первых порах нас это устраивало, но затем для активизации спонтанного речевого
общения мы начали «разряжать» ситуацию. Пошли анекдоты, шутки и некоторые личные оценки. Мы
превращались в семью, все члены которой объединены одной целью - устранением заикания.
      В результате субъективного наблюдения стали заметны некоторые особенности детей. Начнем с
того, что Вера вела себя очень скованно. Очевидно, так отзывалось ее предыдущее «лечение». Она
с недоверием слушала какое-то руководящее наставление, а затем постоянно переспрашивала: «Я
должна это делать?» или «У меня неправильное дыхание?» Девочка со старанием показывала, что
воспитана. Ела исключительно вилкой с ножиком, была вежлива, но помочь по дому не пыталась.
Ее броский маникюр привлекал повышенное внимание всех. Кто-то пустил слух, что ногти
наклеенные, и каждый из нас обязательно проверил, что это не так. Девушку это веселило. Витя
заметил, что Вера, выполняя задания в тетради, как-то оригинально вздыхает, издавая
очаровательный призвук. Когда это происходило снова - со смехом и уточнениями, по какому
поводу вздохи, повышалось общее настроение, особо важное для лечения. Виктор отличался
большей коммуникабельностью, он мог болтать ни о чем, а Вера искала в разговоре цель, но иногда
ей не нравилось развитие темы, тогда она недовольно замолкала. На занятиях по развитию
спонтанной речи каждому задавался вопрос: «Какая у тебя самая большая мечта?» Вера ответила:
«Научиться летать на вертолете», а Виктор заявил: «Моя самая большая мечта - вылечиться от
заикания». Вера, тут же спохватившись, добавила: «Это и моя мечта, но я думала это вопрос, не
имеющий отношения к лечению». Мы, конечно, ей поверили, хотя диалог только подтвердил уже
замеченную разницу в мотивационных подходах воспитанников.
      Мама юноши ранее сообщила, что он понял необходимость скорейшего лечения после
художественной выставки, в которой участвовал как автор нескольких полотен. Отвечая на вопросы
корреспондента, подросток не смог сказать ни слова. До сих пор воспоминания об этом случае
вызывают слезы в глазах, как матери, так и сына. Однако в дальнейшем выявилась мощная
симбиотическая взаимосвязь Виктора с отцом, с которым после развода все поддерживали
превосходные отношения. Отец слишком требовательно относился к нему. Мог внезапно позвонить
и спросить: «Ты решил шахматную задачу, которую я тебе задал? Не успел? Но ведь давно должен
был все сделать!» Виктор сообщил, что хуже всего он говорит с папой и иногда делать этого не
может совсем. Ему кажется, что он не оправдывает папиных ожиданий, а этого очень хочется.
Однако высочайший интеллект Вити позволил провести с ним только одну беседу об исправлении
сложившейся ситуации. Юноша оказался способным понять не только слова, но и почувствовать
большее. С этого момента эффективность лечебного процесса у Виктора «утроилась», он
активизировал все, что ему дала природа и, в первую очередь, характер лидера. Вера же долго не
могла понять, как Виктор, несмотря на заикание, в школе имеет много друзей и является заводилой
в компании. Но с другой стороны, в лице Вити она уже имела кричащий пример отсутствия
негативной взаимосвязи между заиканием и личной жизнью. А это было для нее важнее всего.
      Три года назад у девочки возникла любовь к однокласснику. С того времени они дружили и не
представляли жизнь друг без друга. Однако некоторое время назад «друг» прилюдно сказал Вере,
что она - заика, и ему это мешает. Позднее она прощала ему такие выпады неоднократно. Но затем
парень вовсе прекратил дружбу и «переключился» на другую девочку, с которой, скорее всего,
«контакт» был уже более близким. Для Веры такое развитие событий оказалось почти смертельным.
Последующая гиперконцентрация на дефекте речи привела к возникновению сопутствующих
комплексов неполноценности. Любое высказывание «добрых подружек» про то, что она «худа, как
анорексичка» или что ее нос «картошкой» преодолевало реальный факт модельной внешности Веры
и уничтожало объективизм ее самооценки. Самобичующий взгляд на себя выглядел монументально.
На фоне самокритики критический взгляд на других людей не обнаруживался вовсе. Вера
научилась находить в себе изъяны, которые не только реально не существовали, но и трудно
подчинялись воображению. Естественно, полученная в школе тяжелая психотравма «легла» не на
личность Павки Корчагина. В детстве Вера всегда была впечатлительна, верила в то, что ее куклы
ходят по ночам, после просмотра фильмов ей снились страшные сны. Когда родился младший брат,
девочка неделю плакала, снедаемая ревностью и, как ей казалось, непониманием родителей. А у
мамы и папы не нашлось времени, чтобы поговорить о жизни, объяснить свои и чужие поступки,
успокоить. Наверное, тогда она и нашла себе белокурого принца, способного защитить ее. Но не
сложилось… Чем лучше мы узнавали Веру, тем сильнее в нас рос гнев к тем людям, которые могли
пытаться этого хрустального, доверчивого и внушаемого ребенка ради наживы запрягать в
сектантские оглобли.
      Тем не менее, лечебный процесс двигался вперед и, взяв в союзники Витю, мы постепенно
пытались нормализовать Верину самооценку. Именно Виктору пришло на ум посмотреть на ту
девочку, которая называла ее нос «картошкой», и это оказалось нетрудно. Девушка показала нам
страничку своей подруги в социальной сети. К счастью, мы нашли то, что искали. Лицо этой милой
обидчицы украшал роскошный кавказский носик. Надо сказать, обсуждение было бурным.
Смеялись громко, долго болтали, разглядывая других одноклассников. В тот момент глаза Веры
впервые просияли совместными силами доказанной уверенностью, по крайней мере, в отношении
носа. Но и этого было немало. А Виктор, как сам признался, сделал для себя мужественный вывод
о необходимости особенного контроля над словами в отношении людей.
      Каждый день, помимо развития навыка речевой реконструкции и выполнения привычных
упражнений, мы стремились ввести психологические моменты, совершенствующие общение.
Количество речи неминуемо перерастало в превосходное качество. Мы, естественно, обсуждали 
трудности возвращения учеников домой и в школу. Витя сообщил, что его нисколько не смущает
длительное применение реконструированной речи и реконструировать ее куда проще, чем
заикаться. А Вера смело утверждала, что полностью контролирует речь, но сомневалась в
дружественной реакции посторонних людей. Вечером мы с глазу на глаз или вместе толковали о
месте человеческой личности в пространстве людей, о детях и родителях, о будущем. Эти беседы
казались нам наматыванием «километров» здоровой речи, а подросткам - шагом во взрослое
серьезное общение.
      Имея долгий опыт работы с детьми и подростками, мы смогли по достоинству оценить Виктора и
Веру. Как нам кажется, таких светлых детей ныне очень немного. Родители, сумевшие воспитать
подобных людей в современных условиях, сделали почти невозможное, но они это сделали. Труд
родителя как воспитателя никогда не бывает и не может быть совершенен, но совершенство
достигается результатом. Как все-таки тяжело бывает думать, что ребята попадут в обычную для
нас жестокую социальную среду. Стоит ли их готовить к жестокости? Или стоит менять среду?
      Диалоги, как уже указывалось, занимают большую часть проводимой работы. Не исключением
стали и наши подростки. Однако при наличии задания на вопросительную позицию в диалоге ресурс
вопросов у них быстро иссякал, сказывалась инертность мышления в речи, которую они приобрели
со стажем заикания. Развитие подвижности мыслительного процесса,  речевой поисковой
активности достигается только диалогической многоплановой подготовкой. Активная и пассивная
позиция собеседников менялись местами сначала по нашему указанию, а затем произвольно по
мере продвижения беседы. Темы никогда не повторялись. Ребята откровенничали, иногда давали
друг другу советы. Так, Витя не понимал, что его «дурацкое» внимание в виде «примитивного
подарка» может быть важно для его школьной подружки, но положился на мнение Веры. В свою
очередь, критика Виктора в адрес горе-бойфренда Веры (мягко говоря, не очень литературная),
поначалу игнорируемая последней, постепенно стала истиной в последней инстанции. Новые,
необычные для подростков взгляды на жизнь и людей, сложившиеся в нашем маленьком мире,
лечили острую душевную боль девушки, погружая воспоминание о неудачной любви в глубины
самых потаенных ячеек человеческой памяти.
      В конце четвертой недели, в предчувствии приближающегося завершения нашей программы,
Вера и Виктор внезапно всполошились. Посыпались SMS и электронные письма родителям, о
содержании которых нам не сообщалось. Подростки заранее знали, что скоро «выпускной концерт»,
они видели нечто подобное, когда уезжал наш маленький воспитанник. Им пришлось по душе
доброе прощание, и они готовились выступить с наилучшим результатом. Внезапно в специально
подобранный момент мы подстроили финальную видеозапись. На вопрос: «Как ты оцениваешь
состояние своей речи?», Виктор ответил: «Я не заикаюсь и, думаю, больше заикаться не буду», а
Вера: «Я абсолютно уверена в себе, я не буду заикаться». Эти слова у разных детей старше 12-ти
лет каждый раз звучат примерно одинаково. Но к ним невозможно привыкнуть никогда. Это - слова
победы человека над болезнью, победы добра над злом, победы сознания над бытием. Слышать
такие слова - высшее счастье педагога. Вере мы предложили почитать. Отрывок про Кадруса
читался все дальше и дальше - преодоленная логофобия устранила пелену, делающую чтение
невозможным. Но главное - глаза. Глаза ребят, победивших заикание, всегда смотрят совсем не
так, как у страдающих этим недугом. Контраст позитивного блеска и спокойствия, по сравнению с
хмурой паутиной страха, выглядит как противопоставление белого и черного. Почувствовать свою
причастность к этому волшебству, поверьте, дано не каждому.
      На следующий день утром приехали Витины домочадцы. Юноша превосходно отличился на
концерте. Изложив более 20-ти стихов и 4 прозаических произведения, он вызвал мамину гордость,
выразившуюся в ответе на папин мобильный звонок. «Он лучший!» - сказала мать. Мы принялись
пить чай, а тем временем Виктор вручил Вере подарок, заблаговременно выпрошенный у мамы.
Маленький серый медвежонок всем своим видом говорил: «Ты моему хозяину небезразлична!» Этот
факт смутил девушку, однако уже пробил час отъезда. Сфотографировавшись у клена, мы
распрощались с Виктором, а через два часа приехали за «нашей дочкой».
      Вера уже видела, как выступил Виктор, поэтому на концерте она очень старалась. Мы давно не
наблюдали такого шокирующего родителей выступления. Стало понятно, что в реальное избавление
от заикания они не верили. Ранее разговорчивый отец замолчал, а мать постоянно повторяла одни и
те же слова благодарности. На фоне случившегося с ними ранее мракобесия нынешний день
показался чудом. Прощание с Верой было недолгим. С ее подачи нам на память папа и мама
подарили большого деревянного медведя, плод труда подмосковных ремесленников. Этот крепыш
теперь красуется на камине, утверждая своей массой уверенность в завтрашнем дне.
      Виктор и Вера останутся в памяти навсегда, как все наши дети, но все же по-особенному. Еще
и потому, что впервые в практике «LIBERTY» они захотели помочь другим заикающимся детям и
поучаствовать в коррекционной работе с ними. Поживем - увидим.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Лечение заикания у детей и подростков
в коррекционной семье Светланы Борисовны Скобликовой                        Home    О нас    Консультации    Метод    Лечение    Контакты
От автора Что такое заикание Время и причины возникновения заикания В чем моя вина Дезорганизация жизнедеятельности при заикании Воспитание О нашем учителе Ю.Б.Некрасовой и ее работе С чего все начиналось Обследование заикающегося ребенка и консультация родителей Концепция исправления заикания в коррекционной семье Лечение или коррекция, индивидуально или в группе От режима молчания к первым словам Метод лечебной фонетической ритмизированной реконструкции речи Эффекты, которых не ждали От «Доброго утра» до «Спокойной ночи» Памятка родителям или краткий курс спасения Александр Надежда Вера и Виктор Заключение
ЗАИКАНИЕ: ЛИЦОМ К ЛИЦУ