С.Б.Скобликова
© 2004 - 2014 г. Все права защищены Скобликова С.Б.
В оформлении сайта использованы фрагменты живописи Эудженио Зампиги



                                                                                                 ЭФФЕКТЫ, КОТОРЫХ НЕ ЖДАЛИ

      Метод «Лечебной фонетической ритмизированной реконструкции речи» доказал свою
эффективность уже в процессе его создания, теперь мы имеем превосходный отлажено
действующий инструмент для исправления заикания любого типа в условиях коррекционной семьи.
Применение реконструированной речи обнаружило ряд особенностей, каждая из которых имеет
собственное коррекционно-терапевтическое значение, что обуславливает применение ЛФРРР не
только с заикающимися и не только для исправления речи. Мы не ставим себе цель в этой главе
объяснить механизм возникновения описываемых эффектов, т.к. это отдельная, серьезная
исследовательская работа, и ограничимся их реферативным описанием.
                                            
                                                                      Память

      Нами замечено, что лечение заикания у детей методом ЛФРРР серьезнейшим образом
улучшает память у детей, подростков и взрослых.
      Из заметок. «У шестилетнего Артема Б. заикание средней степени выраженности. Мать
жаловалась, что сыну трудно дается изучение стихов. Ребенок на обследовании не смог
рассказать ни одного, воспроизведя лишь первую строчку: «Зайку бросила хозяйка». Начало
работы после снятия молчания показало тяжелое отставание в развитии памяти.
Стихотворение «Бычок» (4 строчки) мы изучали в общей сложности 12 часов до того, как
мальчик смог рассказать его без ошибок. С каждым днем новые стихи учились все более легко: 
«Зайка» (4 строчки) - 5 часов, «Мишка» (4 строчки) - 2 часа, «Спать пора» (6 строчек) - 2 часа,
«Мишка косолапый» (8 строчек) - 1,5 часа. Далее стало понятно, что улучшение памяти
приобретает взрывной характер - к концу курса ребенок изучил 18 стихотворений и коротких
прозаических рассказов. Сложное стихотворение в 64 строчки далось Артему совершенно без
труда».
      «Слава С. 12-ти лет страдает заиканием тяжелой степени выраженности. Со слов матери
заикание мешало ему учиться в школе, и они обратились к школьному психологу, которая в
качестве совета для облегчения устных ответов предложила учить параграфы наизусть.
Мальчик совместно с мамой пробовал учить, но вскоре это привело к дополнительному нервному
расстройству, т.к. оказалось, что ребенок принципиально страдает слабой памятью и,
стремясь рассказать все точно, он только больше заикался. На лечении подросток очень
быстро овладел ЛФРРР. На третьей неделе применения, в качестве эксперимента, ему было
предложено выучить параграф из истории на полторы страницы учебника. Вячеслав выучил
параграф за 1 час и пересказал его практически безошибочно. Очень удивился своей удаче, и это
явилось дополнительным мотивационным стимулом к успешному лечению».
      «Пятилетний Гоша Д. имеет заикание тяжелой степени выраженности. Мальчик отличался
высоким интеллектом, умением читать, хорошей памятью и вниманием. Реконструированная
речь давалась легко, стихи тоже. На третьей неделе ребенок для пересказа прочитал сказку
«Приезжайте в гости», изложенную по содержанию одноименного мультфильма. Мы ждали
пересказ и приготовились исправлять неточности, однако Георгий рассказал сказку наизусть
полностью совершенно точно. В дальнейшем уникально развившаяся память проделала это же
самое со всеми другими книжками для пересказа».
      «Максим В. 17-ти лет заиканием не страдает. Сын наших знакомых очень стремился
поступить в литературный ВУЗ, но переживал, что провалит устный экзамен с
подготовленным наизусть произведением. Мы предложили родителям молодого человека
развить его память ЛФРРР, и они согласились. Юноше было дано задание выучить несколько
подобранных нами стихов и рассказов в реконструированном виде по одному ежедневно, а затем
также по одному рассказывать родителям. Через две недели Максим сообщил, что последнее -
«Бородино»  учил 25 минут. Он обратил внимание на то, что память действительно стала
лучше, а уверенность в собственных силах повысилась. На экзамене педагог высказалась, что
замечает дикторское произношении, и поставила «отлично».
                               
                                                            Качество речи

      Речь подавляющего числа заикающихся людей страдает редукцией, нечеткостью
произношения, заменами и пропусками звуков, «проглатыванием» окончаний слов, что в целом
существенно снижает ее качество. Реконструированная форма позволяет устранить все
вышеперечисленные недостатки, существенно повысив качество речи.
      Из заметок. «У Степы Ш. 6-ти лет заикание тяжелой степени выраженности,
множественные замены и пропуски звуков. Воспитатели детского дошкольного учреждения 
(ДДУ) и родители утверждали, что сверстники не понимают речи мальчика из-за заикания.
Овладение ЛФРРР сопровождалось массовыми, «режущими слух» заменами гласных и согласных
звуков в прямом слоге. На третьей коррекционной неделе в процессе работы по развитию
навыков ЛФРРР зафиксировано полное отсутствие пропусков и замен звуков».
      «Тринадцатилетняя Лера Н. имеет заикание средней степени выраженности, развитую
логофобию. Речь эмоционально бедная, нечеткая, тихая. Девочка ранее посещала
логопедический детсад, где пытались устранить стертую форму дизартрии (СФД), однако ее
остаточные явления сохранились, в основном как следствие недостаточной автоматизации
правильного звукопроизношения. Валерия глубоко переживала как свой основной дефект -
заикание, так и то, что ее речь звучит непонятно и неправильно даже в тех случаях, когда
удается высказаться. В ходе стандартного шестинедельного курса лечения по методике
ЛФРРР остаточные явления СФД  преодолены. В результате свойственной
реконструированной речи звуковой локализации правильное произношение нормализовалось без
какой-либо дополнительной коррекции».
      «Ольге К. 23 года. Она никогда не заикалась. В детстве страдала общим недоразвитием
речи (ОНР) и СФД. Посещала специализированный детский сад, а затем школу для детей с
тяжелыми нарушениями речи. Остаточные явления дизартрии сохранились. Девушка была
убеждена, что плохая речь мешает ей выйти замуж. Нами амбулаторно проведен курс по
обучению методике ЛФРРР, в ходе которого Ольга полностью освоила реконструированную
речевую форму, применяя ее постоянно и выполняя специальные речевые задания. Через 1 месяц
на обследовании было констатировано полное устранение остаточных явлений дизартрии.
Настроение Оли сильно поправилось. «Теперь всегда буду реконструировать речь, считаю, что
по-новому она звучит лучше», - сказала девушка». 

                                Эффективность исправления звукопроизношения

      Детям, имеющим серьезные нарушения звукопроизношения, для эффективного лечения
заикания по методу фонетической реконструкции речи необходима их предварительная коррекция.
Ребенок не должен сомневаться в произношении отдельных звуков и затруднять тем самым
лечебный процесс. Поэтому в ряде случаев мы проводим специальный курс исправления речи,
который подготовлен исключительно для заикающихся. Кроме традиционных логопедических
занятий он включает в себя некоторые элементы освоения ЛФРРР. Нами замечено, что
использование логопедом реконструированной речи во время занятий существенно ускоряет
коррекционный процесс. Дети, годами исправляющие речь в специализированных ДДУ,
оказываются способными  нормализовать ее в кратчайший срок. Пытаясь на интуитивном уровне
подражать педагогу, они быстрее осваивают коррекционный материал, выраженность заикания при
этом снижается.
      Из заметок. «Шестилетний Игорь Б. страдает заиканием тяжелой степени выраженности,
общим недоразвитием речи, стертой формой дизартрии. В общей сложности у ребенка
нарушено 14 звуков. Мальчик 2 года занимался с частным логопедом, приходившим на дом.
Безрезультатно. В ходе предварительного шестинедельного коррекционного курса с
применением ЛФРРР полностью устранена СФД, преодолено ОНР. Выраженность заикания
понизилась с 8 баллов по классификатору до 2 баллов».
      «У Мити Р. 7-ми лет заикание тяжелой степени выраженности и стертая форма
дизартрии. Ребенок 2 года посещал логопедическую группу для заикающихся. В этом учреждении
дефектное произношение устранено не было, кроме того, в результате применения ненаучных
логопедических приемов, у мальчика существенно возросла выраженность заикания. В ходе
предварительного шестинедельного коррекционного курса с применением ЛФРРР полностью
устранена СФД. Выраженность заикания по классификатору понизилась с 9 баллов до 1 балла.
Родителям было предложено не проходить основной курс лечения заикания».
      «Пятилетняя Аня Т. имеет диагноз: общее недоразвитие речи, стертая форма дизартрии.
У девочки 12 дефектных звуков, заикания нет. Экспериментально в амбулаторных условиях
детской поликлиники г. Волоколамск Московской области проведено 46 логопедических занятий с
использованием ЛФРРР. Результат - преодоление ОНР, полное устранение СФД».
      «У Насти Н. 4-х лет заикание средней степени выраженности и задержка развития речи
(ЗРР). Экспериментально в амбулаторных условиях детской поликлиники г. Лотошино
Московской области проведено 28 логопедических занятий с использованием ЛФРРР. Результат
- заикание устранено полностью, ЗРР преодолена. Родители самостоятельно приняли решение
о прекращении занятий ввиду полной нормализации речи».
                           
                                                        Устранение дисграфии

      Применение ЛФРРР в работе с заикающимися и незаикающимися детьми позволяет в ходе
традиционных логопедических занятий быстро устранить дисграфию (нарушение письма).
      Из заметок. «Десятилетняя Даша А. имеет диагноз: заикание средней степени
выраженности, остаточные явления стертой формы дизартрии и речевого недоразвития,
дисграфия. Девочка посещала логопедический детсад, в котором практиковалась  широко
распространенная методика коррекции заикания. Мать жаловалась на плохую успеваемость
дочери в школе по русскому языку. В ходе шестинедельного курса лечения заикания по методике
ЛФРРР  устранены заикание, остаточные явления СФД и ОНР. Количество ошибок на письме
снизилось до допустимой нормы. Школьный учитель Даши Галина Анатольевна Ш., обнаружив
моментальное исправление речи и письма, связывалась с нами по телефону для выяснения
причин таких изменений. Она оказалась заинтересованным, ищущим, уникальным педагогом,
позднее прошедшим специальный информационный курс ЛФРРР, который позволил ей
самостоятельно преодолеть заикание у собственного внука».
      «У Сони Ч.  9-ти лет остаточные явления стертой формы дизартрии, дисграфия. Заикания
нет. Учитель требовала перевода ребенка в речевую школу, обосновывая свою позицию
исключительно большим количеством ошибок на письме. Родители не хотели этого, а  педагог
добивалась решения медико-педагогической комиссии. Экспериментально в амбулаторных
условиях с девочкой проведено 23 логопедических занятия с применением ЛФРРР. Результат -
остаточные явления СФД преодолены. Успеваемость по русскому языку на 4 и 5. Учитель
изменила свое мнение о девочке, а конфликт с родителями был урегулирован».

                                    Обучение заикающихся детей чтению без заикания

      На опыте применения ЛФРРР мы пришли к выводу, что заикающихся детей нельзя учить
чтению по общепринятым методикам, имеющим деление текста на слоги, а название букв
недопустимо формулировать в классической форме. Традиционный способ обучения заикающихся
детей чтению по слогам оказывает на них серьезное дестабилизирующее действие. Стереотип
заикания, сформировавшийся в устной речи, симметрично переносится  на звуко-слоговое
отображение письменной речи, удваивая тем самым «объем» отрицательного опыта заикания,
причем в наиболее сложном речевом процессе - чтении. Именно по этой причине (а не по причине
психотравматизма) речь большинства заикающихся детей серьезно ухудшается при поступлении в
школу, где чтение вслух есть обязательный компонент развития. Наша методика позволяет научить
ребенка читать без заикания. Новый навык чтения существенно стабилизирует речь в целом. Обучая
заикающихся детей названиям букв как ЭМ (м)  или БЭ (б), учителя и родители дополнительно
осложняют психо-речевой процесс, и без того дезорганизованный заиканием. Заикающиеся дети
должны, изучая буквы русского алфавита, называть их как звуки, то есть не ЭМ, а М, не БЭ, а Б, не
ЭР, а Р. Чтением с применением реконструированной  речи, в состав которой входят только чистые
звуки и прямые слоги, нам абсолютно всегда удавалось вначале остановить прогрессирование
заикания, а затем  существенно снизить его выраженность. На сегодняшний момент мы убеждены,
что применение ЛФРРР при обучении чтению заикающихся  детей - лучший и доступный способ
коррекции заикания в амбулаторных условиях.
      Из заметок. «Шестилетний Паша К. страдает заиканием тяжелой степени выраженности,
общим недоразвитием речи, стертой формой дизартрии. Экспериментально в амбулаторных
условиях детской поликлиники г. Волоколамск Московской области проведено 48 логопедических
занятий с использованием ЛФРРР. Результат - чтение без заикания, преодоление ОНР и СФД,
снижение выраженности заикания с 9 баллов по классификатору до 3 баллов. На обследовании
через 6 месяцев после окончания занятий выраженность заикания оценена в 2 балла».
      «У Егора М. 6-ти лет заикание средней степени выраженности. Экспериментально в
амбулаторных условиях с ребенком проведен двадцатичасовой курс обучения чтению с
использованием ЛФРРР. Результат - чтение без заикания, общее снижение  выраженности
заикания с 6 баллов до 1 балла. На обследовании через 6 месяцев выраженность заикания не
изменилась».
      «Юля З. 5лет 7мес. страдает заиканием тяжелой степени выраженности. Прошла
экспериментальный курс обучения чтению с использованием ЛФРРР в условиях нахождения на
отдыхе в Греции. Результат - чтение без заикания, выраженность заикания 1 балл.
Обследование через 6 месяцев обнаружило отсутствие заикания».
      «У шестилетнего Саши Т. заикание  средней степени выраженности. Двуязычие в семье.
Прошел экспериментальный курс обучения чтению с использованием ЛФРРР по месту своего
жительства в Италии. Результат - чтение без заикания, общее снижение выраженности
заикания с 10 баллов до 3 баллов. Отдаленный на 1 год результат не изменился».

                                                    Тахикардия, гипертония и ЭЭГ

      Почти у всех заикающихся встречаются такие нарушения здоровья, как частые ситуативные
тахикардия и гипертония. Причем они возникают в ситуациях, отнюдь не всегда связанных с
речевой активностью. Лечение по методу ЛФРРР освобождает человека от этих неприятных и
вредных нарушений. За двадцать лет работы с заикающимися мы не встречали рецидива этих
сопутствующих заиканию состояний после проведенного лечебного курса. Быстрое терапевтическое
действие реконструированной речи при ситуативных тахикардиях мы наблюдали и у людей, не
страдающих заиканием. Кроме того, нами зафиксированы несколько случаев улучшения  картины
электроэнцефалограммы (ЭЭГ) после лечения заикания методом ЛФРРР.
      Из заметок. «У Кирилла Н. 12-ти лет заикание тяжелой степени выраженности, логофобия,
развитый комплекс заикающегося. Он и родители замечали, что в речевых (а позднее и в
неречевых) ситуациях сердце мальчика начинало учащенно биться, а лицо сильно краснело. На
обследовании при чтении сказки частота пульса составила 148 ударов в минуту (при норме 70-
80), артериальное давление 150/95 (при норме 120/70). Подросток поступил для лечения по
методу ЛФРРР. В период молчания у мальчика зафиксированы такие состояния перед сном, при
мытье в ванной, при возвращении с прогулки. После снятия молчания и начала применения
реконструированной речи нами отмечено постепенное снижение продолжительности
ситуативного состояния, а затем и его исчезновение на третьей коррекционной неделе. После
курса лечения заикание не констатировалось. На обследовании спустя 12 месяцев  Кирюша
сообщил, что больше не помнит, чтобы «сердце когда-то выскакивало из груди».
      «Двадцатипятилетняя Елена Г. страдает заиканием тяжелой степени выраженности. На
обследовании, кроме жалоб на заикание, сообщила, что при возникновении речевой ситуации у
нее наблюдается учащенное сердцебиение, начинает болеть голова, а затем возникает
экстрасистолия (лишние непериодические сокращения) сердца, вызывающая нарушение дыхания.
Молодая женщина постоянно наблюдалась кардиологом, терапевтом и невропатологом. Не
расставалась с лекарствами, ее дамская сумочка пахла корвалолом, который применялся в
больших количествах при приступе тахикардии. Елена прошла экспериментальный
семинедельный курс лечения заикания по методике ЛФРРР под наблюдением врача. Уже начиная
с третьей коррекционной недели, стала утверждать, что приступы не появляются. Общее
эмоциональное состояние Лены существенно улучшилось, однако, выходя на прогулку, она все
равно брала с собой корвалол. После лечения заикание не констатировалось, по прошествии 1
года у женщины появились неврозоподобные паузы, т.е. выраженность заикания составила 1
балл (против 10 до лечения). Никаких приступов больше не наблюдалось, однако старый флакон
сердечного средства продолжал покоиться в косметичке рядом с губной помадой».
      «Денис Л. 6-ти лет имеет диагноз: заикание тяжелой степени выраженности, общее
недоразвитие речи, стертая форма дизартрии, глазные тики. На ЭЭГ: значительная
дисфункция лобнобазальных отделов коры, эпилептиформная активность (пик-волна) с
акцентом в лобновисочных отделах справа, единичные генерализованные разряды пик-волна.
Ритмика дезорганизованная. Ребенок постоянно наблюдался невропатологом и получал
медикаментозное лечение: актовегин, кортексин, пантогам. Мальчик гипервозбудим, беспокоен,
тревожен, не в состоянии остаться без матери даже на полчаса. С ребенком проведены два
лечебных курса по методу ЛФРРР в рамках экспериментальной программы «Мать и дитя»:
первый - для устранения ОНР и СФД, второй - для устранения заикания. В ходе первого курса
нами выявлено тяжелое нарушение слухоречевой памяти, которое потребовало особого
контроля над коррекционным процессом. Однако к концу четвертой недели Денис стал
существенно более адекватен и спокоен, а педагогический процесс более интенсивен. К концу
курса  ОНР и СФД были практически преодолены, остались лишь их незначительные явления в
виде неполной автоматизации  звуков РЬ и ЛЬ. Выраженность заикания снизилась с 9 баллов до
5. Второй курс назначен через 8 месяцев после первого, на обследовании мальчик
продемонстрировал полный норматив произношения. Курс лечения заикания проходил типично,
результат - отсутствие заикания. В общей сложности с Денисом и его мамой  проведено более
400 коррекционных часов. У ребенка отмечен существенный прогресс как в речевой
деятельности и общении, так и конструктивном праксисе, предметной и игровой
деятельностях. Непосредственно после курса лечения заикания по методу ЛФРРР мальчик был
обследован на электроэнцефалографе «Мицар-201». Обследование показало существенную
позитивную динамику -  нормализацию ритма и отсутствие эпилептиформной активности».

                                                    English, Deutsch и  Español

      Несмотря на базисный для лечебной реконструированной речи методический принцип
безынформационного ритмизированного деления речи на звук и прямой слог, при дроблении
речевого потока на нескольких иностранных языках терапевтическая эффективность ЛФРРР
сохранялась в полном объеме. Этот феномен, вероятно, связан с глубинным и неисследованным
восстановительным характером реконструированной речи. Обращаем внимание на то, что
реконструкции на иностранном языке подвержена именно фонетическая структура, изображенная в
виде транскрипций.
      Из заметок. «Родной язык четырнадцатилетней Джоанны Л. (Канада) - английский. Заикание
средней степени выраженности. Проходила лечение по методу ЛФРРР в рамках
экспериментальной программы с присутствием мачехи в качестве участника процесса и
переводчика. Коррекция была осложнена необходимостью подбора англоязычного речевого
материала. В ходе четырехнедельного курса девушка полностью освоила метод и его
действующие компоненты. На активном этапе освоения ЛФРРР мы зафиксировали
специфическое волнообразное звучание реконструированной английской речи. В конце курса
Джоанна показала полное отсутствие заикания. Отмечено, что локализация разделенных
фонетических элементов в английском языке не выглядит так сурово, как на русском и, по
словам девочки, реконструированная речь вызывает у нее подъем настроения».
       Пример английской формы ЛФРРР.

                       «My sister's always on the phone.
                         I never see her study.
                         She doesn't do her homework,
                         Which is why her grades are cruddy».
                                                                  (Bruce Lansky)

         «M[a-i]-si-s-te-s-a-l-w[e-i]-z-o-n-the-ph[ə-u]-n.-
            [a-i]-ne-v[ə]-s[i:]-h[з:]-s-ta-di.-
            She-d[a-z]-n-t-do-h[з:]-h[o-u]-m-w[з:]-k,-
            Whi-tch-i-z-w[a-i]-h[з:]-g-r[ə-i]-[d]-s-[a:]-c-r[a-d]i».   
      «У Ивана Д. 11-ти лет (Германия) два родных языка: немецкий и русский. Заикание тяжелой
степени выраженности. Мальчик обладает высочайшим  IQ 140, занимается хореографией,
музыкой, рисованием. В рамках экспериментальной программы было принято решение
применить метод ЛФРРР на немецком языке, т.к. заикание на нем казалось ребенку сильнее, а
сам язык более близким. Первичная фонетическая реконструкция производилась именно на
немецком языке, а наши объяснения на реконструированном русском. Первая фраза ребенка
вызвала у присутствующих родителей смятение духа. С одной стороны, они понимали, что это
лечебный процесс, а с другой, их глубоко удивила реконструированная форма немецкого языка.
Скепсис родителей прошел только тогда, когда мальчик заявил им, что ему значительно проще
говорить, не заикаясь и реконструируя речь, чем заикаться. Мы сочли эту фразу гениальной, а
затем и процесс лечения показал всем, что Ивану был необходим только механизм, остальное
он сделает сам. Мы не могли продолжить работу более трех недель, поэтому еще две недели 
ребенок с родителями работал самостоятельно. В настоящее время, общаясь по телефону, мы
не замечаем заикания у Вани ни на русском, ни на немецком языке, однако родители убеждены,
что он постоянно борется с собой».
      Пример немецкой формы ЛФРРР.

                              «Ich ging im Walde
                                So für mich hin,
                                Und nichts zu suchen,
                                 Das war mein Sinn». 
                                                     (Johann W. Goethe) 
                                                    
                           « I-[h’]-gi-n-g-i-m-wa-l-de-
                              Zo-fu-r-mi-[h’]-hi-n,-
                              U-n-d-ni-[h’]-t-s-zu-su-he-n,-
                              Da-s-wa-r-[ma-i-n]-si-[n]».

      «Родной язык пятнадцатилетнего Лукаса О. (Куба) - испанский. Заикание тяжелой степени
выраженности, акцентуированная логофобия, развитый комплекс заикающейся личности. На
обследовании подросток не смог спеть даже национальную песню, вопросы по существу
вызывали слезы и непреодолимые судороги артикуляторного аппарата. Юноша прошел
шестинедельный курс лечения заикания по методу ЛФРРР с участием высококлассного
переводчика. На третьей коррекционной неделе Лукас заявил, что, наконец-то «почувствовал
равновесие, как при езде на велосипеде». Он стал много говорить, переводчик старался вовсю, а
затем заметил, что работников МИДа переводить проще, потому что говорят они меньше и
медленнее. Мы не ожидали от Лукаса столь экспрессивного речевого поведения, но,
почувствовав свободу, подросток иногда терял контроль над собой и демонстрировал
невротическую паузу. Окончательный результат коррекции мы оценили высоко - выраженность
заикания с 10 баллов снизилась до 1 балла».
      Пример испанской формы ЛФРРР.

                           «Ella es una mujer especial
                             Como caída de otro planeta.
                             Ella es un laberinto carnal
                             Que te atrapa y no te enteras».
                                                               (Ricky Martin)

                     «E-[l]a- e-s- u-na-mu-je-r-e-s-pe-ci-a-l-
                       Co-mo-ca-í-da-de-o-t-ro-p-la-ne-ta.-
                       E-[l]a- e-s-u-n-la-be-ri-n-to-ca-r-na-l-
                       [Kə]-te-a-t-ra-pa-y-no-te-e-n-te-ra-s».

      Описанные выше эффекты демонстрируют выраженное многоплановое терапевтическое
действие реконструированной речи и вызываемого ею саногенного состояния. Они, несомненно,
востребованы в работе с заикающимися людьми и нуждаются в дополнительном серьезном
изучении. Сам же метод ЛФРРР показал свою эффективность в абсолютно различных условиях
применения: как амбулаторных, так и стационарных или курортных.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Лечение заикания у детей и подростков
в коррекционной семье Светланы Борисовны Скобликовой                        Home    О нас    Консультации    Метод    Лечение    Контакты
От автора Что такое заикание Время и причины возникновения заикания В чем моя вина Дезорганизация жизнедеятельности при заикании Воспитание О нашем учителе Ю.Б.Некрасовой и ее работе С чего все начиналось Обследование заикающегося ребенка и консультация родителей Концепция исправления заикания в коррекционной семье Лечение или коррекция, индивидуально или в группе От режима молчания к первым словам Метод лечебной фонетической ритмизированной реконструкции речи Эффекты, которых не ждали От «Доброго утра» до «Спокойной ночи» Памятка родителям или краткий курс спасения Александр Надежда Вера и Виктор Заключение
ЗАИКАНИЕ: ЛИЦОМ К ЛИЦУ