С.Б.Скобликова
© 2004 - 2014 г. Все права защищены Скобликова С.Б.
В оформлении сайта использованы фрагменты живописи Эудженио Зампиги



                                          КОНЦЕПЦИЯ ИСПРАВЛЕНИЯ ЗАИКАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ СЕМЬЕ

      При слове «санаторий» на ум приходят пальмы, Ливадийский дворец, чудодейственные
источники, грязевые ванны и шум морского прибоя. Под Москвой это тоже можно представить, но
глухая деревенская реальность от этого не изменится. Слово «санаторий» обозначает «здравница»,
и оно как нельзя более подходит к концепции в целом и к собственному наименованию нашей
первой коррекционной программы  «Санаторий «LIBERTY» в частности. Семейным санаторий назван
потому, что в процессе лечения принимают активное участие члены нашей семьи, являющейся
коррекционной. Так почему же я считаю собственную работу концепцией?
      Не секрет, что заикание возникает и становится болезнью не в каждой семье. Особенности
микросоциальных сред, в итоге приводящих к закреплению заикания, очень разнообразны, как и
возможности взрослых адекватно воспринимать лечебный процесс. Различными являются и
реальные психо-эмоциональные способности родителей помогать в лечении. Их собственное
видение правоты или неправоты методики может окрасить как позитивом, так и негативом каждый
методический компонент и личность работающего с ними специалиста. А это, вполне возможно,
поставит под сокрушительный удар успешность исправления заикания. 
      Из заметок. «На встрече с матерью и отцом пятилетний Леня Е. великолепно выступил на
концерте. Блестяще отвечал на вопросы. Последний вопрос мамы прозвучал так: «Чем ты
здесь занимаешься, во что играешь?» Леонид интеллектуально продвинуто ответил: «Я тут
работаю, у меня распорядок дня». Перечислив распорядок дня, он добавил, что совсем не устает
и ему нравится. Мама то ли в шутку, то ли  всерьез воскликнула: «Ленечка, так это концлагерь
какой-то!» А сын переспросил: «А что такое концлагерь?»  С мамой был длительный и серьезный
разговор, в ходе которого я старалась объяснить, что распорядок дня является коррекционным
методическим компонентом, что ребенок способен тонко почувствовать названную аналогию и
засомневаться в необходимости распорядка, что сами по себе ее слова нарушают как
эмоциональное равновесие мальчика, так и мое собственное и могут понизить эффективность
работы. Это всего лишь было посещение, которых в настоящий момент по программе «Санаторий
«LIBERTY» только 2 за месяц. А если представить, что ребенок постоянно будет находиться «под
мнением» папы или мамы, под их чутким руководством? Вы скажете, а что здесь плохого? И я вам
отвечу: в условиях течения коррекционного процесса, где каждое слово порой играет особенную
роль, неспециалисту делать нечего. Главная задача родителей, чей ребенок проходит лечение - не
навредить ему. Преодолевая трудности критической оценки, родитель может овладеть
необходимыми знаниями о заикании и его лечении, но  только тогда, когда и он сам постоянно, с
утра до ночи, находится в лечебном процессе. Но возможно ли всегда обеспечивать полный
контроль над происходящим?
      Основным принципом концепции является временное проживание заикающегося (лечащегося) в
семье, где все ее члены обладают специальными знаниями и совместно с ребенком трудятся над
исцелением его речи. На некоторое время та микросоциальная среда, в которой выросло заикание,
со всеми присущими ей поведенческими, психологическими и социальными особенностями и
проблемами замещается на такую же семейную среду, но научно организованную, специально
подготовленную, вынужденно свободную от проблем и объединенную с ребенком одной задачей -
выздоровлением.
      Родная семья, где воспитывается и живет малыш, является опорой стереотипа заикания или,
если хотите, его составной частью. Освобождаясь от дефекта, ребенок не может находиться в той
же системе координат, где «расположено» заикание, ему необходимо перейти в другую
координатную плоскость. Вы можете спросить: «Но ведь это не навсегда, затем он снова будет
возвращен в старую среду, которая и наградит старыми привычками?» Отвечаю. Концепция
исправления заикания в коррекционной семье разработана нами совместно с методом «Лечебной
фонетической ритмизированной реконструкции речи», при возвращении ребенка в семью устойчивое
патологическое состояние уже будет разрушено, а родителям останется только выполнять
примитивные рекомендации. Новая среда нужна исключительно в период формирования навыка
реконструированной речи. В настоящий момент длительность лечения составляет 28 дней, эта
продолжительность подобрана опытным путем с учетом постоянного совершенствования метода
ЛФРРР.
      Проживание лечащегося в нашей семье позволяет осуществлять за ним и его речью
постоянный контроль фактически круглосуточно. Таким образом, мы перманентно анализируем
автоматизацию полученных логопсихотерапевтических навыков в различных бытовых ситуациях,
вовремя принимая решение о том или ином изменении коррекционной программы. Находясь вне
дома, в специально созданной для эмоционального раскрепощения среде, дети не сразу, а
постепенно начинают раскрывать потаенные уголки своей натуры. В этих тайнах иногда скрываются 
сложные психологические узлы, с которыми содружественно существует заикание. Как
травмирующие зерна они пробиваются через асфальт коррекционного процесса, и  поэтому их
своевременное и точное выявление играет ответственно особую роль в лечении заикания.
      Из заметок. «Сережа Ш. 7-ми лет всегда поражал нас развитым интеллектом, взрослым
анализом событий и столь же взрослыми чувствами. Однако ребенок дома закатывал бурные,
сопровождаемые очень сильным заиканием истерики для того, чтобы отец купил новую игрушку,
выбирая при этом обычно позднее время - около 23-х часов. Папа не выдерживал, отправлялся в
круглосуточный супермаркет на другом конце города и возвращался после 3-х ночи. После
отъезда отца истерика немедленно  прекращалась, мальчик засыпал, успокоенный, в маминой
постели, а привезенная отцом игрушка утром отправлялась на полку. Родители понимали, что
это странное поведение, но не могли отказать ребенку, т.к. думали, что навредят его
здоровью и ухудшат состояние речи. Мальчик пользовался истериками примерно один раз в 9
дней. В последний день лечения, получив великолепный результат (полную нормализацию речи),
Сергей, гуляя с нашим сыном (тогда ему было 9 лет), нечаянно проговорился о том, что у него к
маме особенные чувства, и с мамой он хочет «спать по-взрослому». Психологическая картина в
последний момент дополнилась чуть ли не главным фактором - выраженным Эдиповым
комплексом. Мы не спали всю ночь, обдумывая вероятные пути устранения проблемы; в
характерном стереотипе поведения ребенка заикание было мощным дополнительным оружием
давления на взрослых, вероятно, более мощным, чем свободная речь».  Разговор с матерью
состоялся в отсутствии отца, нами была объяснена ситуация и вызванные ею опасности для речи.
После изложения собственного мнения о решении вопроса мы рекомендовали обратиться к
детскому психоневрологу. К нашему удивлению, мать поначалу нам не поверила, но когда Сережа
увидел долгожданную маму, он бросился к ней и осыпал комплиментами относительно ее новеньких
джинсов, прекрасных туфелек и неотразимой кофточки. Родители мальчика, его дедушка и бабушка
прислушались к нашим советам и через три-четыре месяца забыли не только о заикании, но и об
истериках.
      Из заметок. «Илюше Л. 5,5 лет  занятия давались легко, он все схватывал буквально налету.
Но иногда казалось, что мальчик умышленно игнорирует наши требования. Через три недели
состоялась воспитательная беседа, где я задала вопрос: «Неужели ты хочешь огорчить своих
родителей?» А Илья ответил: «Да, я сильно-пресильно хочу огорчить своих родителей!»  А
дальше - больше: «Я вам по секрету скажу, что своих родителей уже давно не люблю!»  Илюша
пояснил, что его отец - «тряпка», а мать «ничего не умеет», лечение заикания нужно только
им, а ему нравится, когда они пускают слезу, глядя на него. Мальчик рассказал, что сам выбрал
себе родителей (родственников) в другом городе, и только они его устраивают».  Родители
Илюши - очень успешные образованные люди (отец - кандидат медицинских наук, мать - главный
специалист крупной фирмы), по нашему совету немедленно предприняли ряд многоплановых и
непростых шагов, что спасло тот превосходный результат, которого достиг ребенок у нас.
      Из заметок. «У шестнадцатилетнего Романа Б. заикание тяжелой степени выраженности.
Случайно, в ходе просмотра кинофильма «Красотка», мы заметили, что подросток в момент
сцен с поцелуями закрывает лицо руками, а его тело покрывается мелкой дрожью. Рома
объяснил, что его родители чрезвычайно набожные люди, и раньше в таких ситуациях ему глаза
закрывала бабушка».  Мы попытались организовать педагогический процесс с учетом особенностей
подростка, и через некоторое время выяснилось, что сказанное им - только вершина айсберга. Он
помнил, как в младшем возрасте (от 3-х и до 10-ти лет) бабушка и мать били его по рукам и телу,
если он залезал рукой в штаны или просто клал ее на причинное место. Через некоторое время
мальчик не мог справиться с каким-либо ощущением эротического возбуждения и стал
предотвращать его появление навязчивым «зашториванием» глаз. Он заметил, что закрывает глаза,
даже если находится один. Ситуации в школе, когда ему было необходимо подавить и естественное
состояние и неестественное навязчивое, причиняли серьезные физические страдания. Небольшая
по объему разъяснительная работа с подростком уже в ходе коррекционного курса быстро принесла
исцеляющие плоды.
      Эти случаи выявления глубоких психологических проблем у детей, стержневых для
преодоления заикания, далеко не единственные. Заикание вообще всегда есть конфликт в душе,
между ребенком и взрослыми, между характером и воспитанием, между желаниями и
возможностями и т.п., поэтому настолько важно вовремя понять суть этого конфликта и тогда за
отдаленный результат коррекции речи можно не беспокоиться. Крайне сомнительно, что ребенок
будет откровенен с доктором в белом халате или с каким-либо другим посторонним человеком.
Однако диагностический и терапевтический процессы в условиях коррекционной семьи возникают
совершенно естественным путем, для этого членам коррекционной семьи необходимо быть
профессионалами и научиться любить «приемного» ребенка. С нашей точки зрения, высокую
эффективность лечения заикания можно достичь только в специально подготовленной,
психологически ориентированной на ребенка коррекционной семье. Поэтому свою работу по
программе «Санаторий «LIBERTY» мы считаем концептуальной.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Лечение заикания у детей и подростков
в коррекционной семье Светланы Борисовны Скобликовой                        Home    О нас    Консультации    Метод    Лечение    Контакты
От автора Что такое заикание Время и причины возникновения заикания В чем моя вина Дезорганизация жизнедеятельности при заикании Воспитание О нашем учителе Ю.Б.Некрасовой и ее работе С чего все начиналось Обследование заикающегося ребенка и консультация родителей Концепция исправления заикания в коррекционной семье Лечение или коррекция, индивидуально или в группе От режима молчания к первым словам Метод лечебной фонетической ритмизированной реконструкции речи Эффекты, которых не ждали От «Доброго утра» до «Спокойной ночи» Памятка родителям или краткий курс спасения Александр Надежда Вера и Виктор Заключение
ЗАИКАНИЕ: ЛИЦОМ К ЛИЦУ