Лечение заикания у детей и подростков
в коррекционной семье Светланы Борисовны Скобликовой                        Home    О нас    Консультации    Метод    Лечение    Контакты
Лечение (коррекция) заикания и дизартрии
© 2004 - 2018 г. Все права защищены Скобликова С.Б.
В оформлении сайта использованы фрагменты живописи Эудженио Зампиги



За 30 лет нами разработаны три прикладные научно-исследовательские программы исправления
речи в коррекционной семье: "Санаторий Liberty", "Мать и дитя" и "Дизартрия". Каждая  является
сложным терапевтическим комплексом, направленным на: исправление речи и чтения; развитие
дыхания, коммуникации и памяти; стабилизацию эмоционального фона; настройку самоконтроля и
коррекцию поведения; укрепление социальной адаптации. Кроме того, нами используется особая
технология раннего исправления заикания в домашних условиях - индивидуальная программа
коррекции "Лечимся дома", рассчитанная для применения с детьми раннего возраста и
заикающимися родителями. Вся деятельность базируется на активном сотрудничестве
коррекционной семьи с семьей заикающегося.

Терапевтический комплекс исправления заикания включает:

• восстановление речевой функции по Методу лечебной фонетической ритмизированной
реконструкции речи;
• восстановление дыхания с использованием парадоксальной дыхательной гимнастики по
А.Н.Стрельниковой (Видео);
• синхронизацию диафрагмального дыхания с речевой реконструкцией с помощью речедыхательной
гимнастики «Аудиостарт»;
• стабилизацию эмоционального фона через релаксационную аутогенную тренировку (Видео);
• восстановление коммуникативного процесса через функциональные тренинги (диалогический,
игровой и ситуативный);
• речевые занятия (овладение правильной речью, работа над текстами, чтение, пересказ и пр.) с
использованием эффекта рестарт-фактора;
• логопедические занятия по исправлению фонации трудных звуков через образы;
• обучение речевому ритму через логопедическую ритмику с использованием ЛФРРР;
• упражнения по развитию речевой и мелкой моторики;
• перманентный контроль за автоматизацией нового реконструктивного речевого стереотипа с
индивидуальной корректировкой;
• нормализацию поведения и жизнедеятельности через саногенный воспитательный процесс.

Наш метод не подразумевает повторных или дополнительных курсов. Терапевтический эффект,
достигнутый при лечении, надежно поддерживается самостоятельно и  в коррективах специалиста
не нуждается.

Чтобы лучше узнать о нашем творчестве, посмотрите Фотогалерею или Канал YouTube

По этой программе Ваш ребенок после консультации поступает на лечение в коррекционную семью
без родителей на 28 дней. При этом он проживает в семье специалистов, обладающих
специальными знаниями. Таким образом, лечебный процесс обеспечивается практически все время
бодрствования ребенка. Ни для кого не секрет, что течение такого сложного психоречевого недуга
как заикание сопровождается специфическим поведением заикающегося ребенка. Родители далеко
не всегда в состоянии правильно оценивать ситуацию и зачастую неспособны наладить
необходимое для лечения взаимодействие с ребенком. Кроме того, заикание, произошедшее в
Вашей семейной микросоциальной среде, накрепко связано со стереотипом поведения и
привычками, возникшими на его фоне. Поэтому временная замена этой среды так же на семейную,
но специально подготовленную для коррекции,  является основополагающим фактором успеха
лечения. Данная программа предусматривает сугубо индивидуальный подход именно к Вашему
ребенку и перманентно подстраивается под него. Программа "Санаторий Liberty" разработана в 1996
году, до настоящего времени постоянно модифицировалась, и сегодня мы с гордостью можем
сказать, что равных по эффективности она не имеет. Применение логопсихотерапавтического метода
фонетической реконструкции речи  и упорный труд специалистов и ребенка позволяют творить
чудеса. Лечащийся ребенок проживает на полном пансионе с пятиразовым питанием в частном
доме в отдельной комнате, оборудованной всем необходимым для занятий и игр. Объем только 
индивидуальной  работы с ребенком составляет 136 полных  часов ( 181 аудиторный )  без учета
времени на пассивный контроль и автоматизацию речевых навыков. Эта работа ведется
круглосуточно.

Максимальную результативность программы определяет наша чрезвычайно эмоциональная
самоотдача, поэтому мы рассматриваем возможность ее применения как исключение, а правилом
является программа "Мать и дитя".
Санаторий Liberty
с 1996 по 2014 гг.
Программа "Мать и дитя" подразумевает исправление заикания с участием и проживанием матери
заикающегося.  С самого начала лечения активизируется взаимодействие и сотрудничество трех
сторон: родителя, ребенка и специалиста.  Родители проходят полноценный foundation  по всем
аспектам заикания и его лечения. Часть коррекционного труда и терапевтического воспитательного
процесса ложится на матерей после овладения ими азами метода " Лечебной фонетической
ритмизированной реконструкции речи". Эта работа  ведется в виде лекций (семинаров). 
Эффективность коррекционного процесса достигается как высокоэффективным методом, так и
вышеуказанным сотрудничеством. Лечащийся ребенок с членом семьи проживает в небольшом
полностью автономном гостевом павильоне, оборудованном санузлом с душевой кабиной,
холодильником и плитой для приготовления пищи. По данной программе родственник готовит еду
самостоятельно с учетом необходимого для коррекции режима дня и предпочтений Вашего ребенка.
Магазины, где продается все необходимое, расположены совсем недалеко. Проживание ребенка с
родителем совершенно бесплатно и находится на полном и ответственном самообслуживании
родителей. Мы не имеем возможности уделять время какой-либо дополнительной заботе о вашем
проживании. При желании вы можете снять номер с питанием в доме отдыха "Ярополец" МАИ,
находящемся в двух автобусных остановках от нас. Если курс проходит в Европе, то размещением
вы занимаетесь самостоятельно. 

Продолжительность программы 28 дней. Объем индивидуальной работы с ребенком составляет 123
полных ( 164 аудиторных ) часа. Основание для начала программы - договор о сотрудничестве в
целях исправления заикания.

В 2015 году проведен самый массовый курс в истории Коррекционной семьи на острове Мальта
Мальта 2015.

Мать и дитя
с 2000 г.
Программа предназначена для детей, страдающих стертой формой дизартрии, общим
недоразвитием речи, задержкой речевого развития, задержкой психического развития и т.п. Эта
программа применима к детям, как страдающим, так и не страдающим заиканием. Традиционная
логопедия настроена на долговременную коррекцию дизартрии продолжительностью от одного до
трех лет в условиях логопедической группы детского сада и от одного до десяти лет в условиях
специальной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Но сегодня такую протяженность
коррекции дизартрии невозможно считать обоснованной и современной. Изобретение нами Метода
лечебной фонетической ритмизированной реконструкции речи позволило в несколько раз сократить
многолетний срок исправления этого заболевания. В наших условиях такая коррекция занимает 4
недели. И в этом нет никаких чудес. Технология восстановительной реконструкции позволяет
сократить и упорядочить нервные импульсы, на которые уходит значительно меньше энергии, чем
при традиционной логопедической технике. Таким образом, сокращается вероятность патогенного
воздействия на речь различных нервный сигнальных искажений, а в боле здоровой среде ребенку
быстрее даются все коррекционные упражнения. В этом и кроется секрет успеха столь высокой
скорости лечения. Если ребенок страдает и дизартрией, и заиканием, и другими нарушениями речи,
сначала ему будет предложена эта программа, а затем программа по исправлению заикания. Тип
пребывания ребенка по этой программе предполагается только с матерью, так как на ее плечи
ложится груз выполнения с ребенком домашних упражнений. Продолжительность коррекции - 28
дней. Объем программы - от 100 часов индивидуальных занятий.

Основание для начала программы - договор о сотрудничестве в целях исправления речи.
Дизартрия с 1996 г.
Лечимся дома
с 2010 г.
Многие родители часто задают вопрос, что делать, если ребенок заикается, а его стационарное или
даже амбулаторное лечение невозможно. Причины называются разные: удаленность от центров
оказания специализированной помощи, индивидуальные особенности развития ребенка в семье,
беременность и необходимость ухода за грудничком и т.п. Таким образом, лечиться не удается
именно в тот ответственный момент, когда лечение своевременно, потому что стаж болезни
минимален, и формирование речи окончательно не завершено в патологическом состоянии. Но как
лечить ребенка, который в силу возраста с трудом способен воспринимать коррекционный процесс,
как естественным образом обучить его лечебному механизму, способному побороть патологическое
состояние? Над задачей ранней коррекции заикания специалисты трудились десятилетия. Сказать,
что она решена окончательно, наверное, было бы преждевременно, но внедрение «Методики
обучения чтению без заикания», построенной на основе разработанного нами
логопсихотерапевтического метода лечебной фонетической реконструкции речи позволяет очень
близко приблизиться к ее решению.

Лечение заикания, помимо важнейшей для этой болезни борьбы с проблемами раннего воспитания
в семье, есть педагогический процесс, при котором логопед обучает ребенка коррекционной
методике, способной сломить УПС, создавая более мощное терапевтическое состояние. Если
привитие и усвоение методики удалось, то специалист и родители вправе ожидать компенсаторной
реакции речевой функции ребенка в виде функциональной стабилизации и нормализации.

Почему лечения заикания дома ранее было малоэффективным? В первую очередь потому, и это
естественно, что родители не специалисты. А во вторую потому, что ранее не существовало
универсального коррекционного механизма, который можно передать из рук в руки в виде учебного
пособия с изложением его алгоритма. Обычно специалисты ограничивались советами общего,
зачастую противоречивого характера, предписывали лекарственные средства, советовали
дирижирование, шепотную или певческую речь, долговременное молчание, давали другие
подобные научно необъяснимые рекомендации. С появлением «Методики обучения заикающихся
чтению без заикания» ситуация изменилась, так как научить читать способен любой родитель и,
если методика обучения содержит лечебный и легко усваиваемый механизм, значит родителями
может вестись реальная коррекционная работа по исправлению заикания у собственного дитя.

Каждый ребенок интуитивно понимает, что не сможет обойтись без чтения, без этого процесса
невозможна современная жизнь, нельзя прочитать понравившуюся книжку, недоступна интересная
вывеска, и очень хочется взрослеть и быть похожим на тех взрослых, которые так серьезны, изучая
газету или журнал. В подавляющем большинстве случаев дети охотно учатся читать, а некоторые
даже осваивают эту науку самостоятельно, практически не обращаясь к родителям за помощью.
Именно поэтому мы считаем внедрение через обучение чтению, пожалуй, самого эффективного
способа исправления заикания - «Метода лечебной фонетической ритмизированной реконструкции
речи», настоящим прорывом в ранней коррекции заикания.

Обучая ребенка чтению в соответствии с методикой, вы обучаете и его и себя логике и технике
лечебной фонетической реконструкции, построенной на алгоритме локализованных (и недоступных
для чтения с заиканием) фонетических единиц (См. Метод ЛФРРР). Зададимся вопросом: как
лучше - научить читать традиционно по слогам, неминуемо получив заикание в письменной речи -
чтении или научить малыша читать, не заикаясь, при этом освоив технику, способную побеждать
заикание в обычной спонтанной речи? Для нас ответ очевиден.

Домашнее лечение заикания через обучение чтению особенно эффективно в возрасте от 3,5 до 7
лет. То есть до того момента, пока речевая функция сформирована не полностью. Однако
эффективность методики сохраняется на высоком уровне и в младшем школьном возрасте. Но
переучивать всегда сложнее, чем изначально верно научить. Хочется особенно подчеркнуть
эффективность этой техники в случае заикающегося родителя, при этом нижний возрастной предел
начала коррекционной работы с ребенком неограничен. Научившись безопасному чтению,
заикающийся взрослый сможет создать ребенку, находящемуся в группе риска, более правильную
образцовую и одновременно терапевтическую речевую среду, укрепив стабильность и позитивность
собственной речи. Эта профилактическая черта данной программы является наиболее
прогрессивной, на настоящий момент, кроме описываемой, в дефектологии нет ни одной
действенной профилактической формы работы в семьях с наследственной предрасположенностью.
Если же вы опоздали с профилактикой, то ребенок, освоив достаточно несложную науку, полностью
освобождается от заикания при чтении. Когда родители достаточно настойчивы, и с нашей помощью
смогут потребовать от ребенка применения реконструктивной формы в обычной речи, заикание в
раннем возрасте оказывается побежденным в девяти из десяти случаев.
Сегодня, кроме непосредственно книги с изложением «Методики обучения заикающихся чтению без
заикания», содержащей семь этапов для полного освоения «Метода лечебной фонетической
реконструкции речи», сотрудничество включает:

- три бесплатные консультации по два аудиторных часа каждая и другую профессиональную
поддержку;
- видео-образцы формы эталонного чтения ранее заикавшихся детей, по которым можно легко
установить точность выполнения заданий по этапам их прохождения;
- анализ ваших видео по каждому этапу освоения (одно видео на этап).

Заключаемый по этой программе пользовательский договор (обязательство о нераспространении)
подразумевает абсолютную защиту авторского права. Пользователи не могут умышленно или
неумышленно распространять или передавать полученную по нему информацию третьим лицам и
использовать полученные знания в профессиональных целях.

Возможно вам будет интересна статья "Единственная в мире технология лечения заикания."

Для  начала сотрудничества необходимо пройти обследование - вопрос об эффективности
самостоятельной работы решается индивидуально для каждого конкретного ребенка или родителя.
Наиболее полная информация о нашей работе содержится в книге С.Б. Скобликовой "Заикание:
лицом к лицу", Вы можете  прочитать ее на нашем сайте бесплатно. В качестве on- line справочника
для родителей в открытом доступе опубликована книга С.Б.Скобликовой "Заикание в вопросах и
ответах", где вы найдете развернутые ответы на 100 обобщенных вопросов, касающихся
диагностики, профилактики, лечения, социоадаптации, дошкольного и школьного обучения,
поведения и воспитания. Третья книга "Лечение заикания в коррекционной семье" адресована как
специалистам, так и родителям.

Коррекционная семья как направление, Метод лечебной фонетической реконструкции речи и наша
просветительская издательская деятельность существуют и развиваются исключительно за счет
благотворительных пожертвований. И если вы хотите нам помочь, то можете Внести пожертвование.


Наш блог www.skoblikova.com
ASDesign
С 2014 года в качестве
дополнения к программе "Лечимся
дома" можно пройти on-line курс
обучения  гимнастике по А.Н.
Стрельниковой, специально
модифицированной для
заикающихся. Подробнее...
Мальта 2015