Лечение заикания у детей и подростков
в коррекционной семье Светланы Борисовны Скобликовой                        Home    О нас    Консультации    Метод    Лечение    Контакты
Метод и книги
© Сайт организован в 2004 г. Все права защищены Скобликова С.Б.
В оформлении сайта использованы фрагменты живописи Эудженио Зампиги



Для того, чтобы полноценно ознакомиться с методом,  вам необходимо изучить книгу Светланы
Борисовны Скобликовой "ЗАИКАНИЕ: ЛИЦОМ К ЛИЦУ". ISBN 978-5-411-00063-4 (М., РусНеруд,
209 стр., 2010 г.). Вы можете ее прочитать  бесплатно на нашем сайте. Книга содержит полное
описание "Метода лечебной фонетической ритмизированной реконструкции речи", разработанного и
применяемого автором для лечения заикания в условиях коррекционной семьи. В монографии
описывается история создания метода и концепции коррекционной семьи, а так же рассматриваются
вопросы особенностей воспитания заикающихся детей и их социальной адаптации. В книге
приведены и проанализированы многочисленные примеры из 20-летней практики С.Б. Скобликовой.
Книга адресована широкому кругу читателей: родителям заикающихся детей, студентам, молодым
специалистам, врачам, дефектологам, психологам и всем, кому интересна проблематика
исправления речи при заикании. От автора:

"Заикание - тяжелая болезнь, поражающая не только коммуникативную, но и многие другие сферы
деятельности человека. Этот недуг вызывает сильнейшие эмоциональные последствия.  По разным
данным в мире насчитывается до 64-х миллионов заикающихся. Многие специалисты разных стран
пытаются облегчить страдания больных, находя все новые и новые способы лечения. Известны
логопедические, психологические, социореабилитационные, психотерапевтические,
медикаментозные, аппаратные и другие методики, каждая из которых в той или иной степени
достигает результата. Однако панацеи от заикания не найдено. Несмотря на полномасштабные
исследования, генетическая причина происхождения заболевания до сих пор не обнаружена.
Вследствие этого лечение заикания было, есть и остается симптоматическим, а его качество зависит
от логики и эффективности применяемого метода, личности пациента и специалиста, микро- и
макросоциальных сред. Поиск универсального, простого в применении и безопасного способа
помощи пациентам привел автора этой книги к созданию не только самого метода исправления
речи, но и нового, ранее не существовавшего направления в работе с заикающимися детьми и
подростками - концепции лечения заикания в коррекционной семье.

В книге описывается «Метод лечебной фонетической ритмизированной реконструкции речи»,
применяемый в рамках программы «Санаторий «LIiberty» с 1990 года. Книга содержит описание
метода и его применения, статистику эффективности и многочисленные примеры, характеризующие
всю сложность заикания как объекта лечения.
     
Уважаемый читатель! Мы работали с детьми и подростками, которые жили в нашей семье.
Большинство из них ранее многократно лечилось, некоторым было отказано в специализированной
помощи из-за чрезвычайно тяжелого речевого состояния. На время эти ребята становились нашими
собственными со всеми их проблемами, достоинствами и недостатками. Таким образом, бок о бок с
заикающимися нами прожито в общей сложности более 10 лет. Этот уникальный опыт и лег в основу
настоящей книги".

Быстрый переход к избранным главам:

• " Метод лечебной фонетической ритмизированной реконструкции речи "
• " Дезорганизация жизнедеятельности при заикании "
• " Воспитание "

Прочитать книгу полностью
Заикание в вопросах и ответах
Заикание: лицом к лицу
Книга С.Б.Скобликовой "ЗАИКАНИЕ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ". ISBN 978-5-9902251-1-4 (Мt.,
Gutenberg Press Ltd., 276 стр., 2011 г.). От автора:

"Предлагаемая книга является продолжением нашего произведения «Заикание: лицом к лицу», где
был осуществлен обзор практики по лечению заикания в коррекционной семье Скобликовой
Светланы Борисовны, описана концепция и методы работы. Для наиболее правильного понимания
настоящего труда вам настоятельно необходимо прочитать вышеуказанную монографию. С 1990
года нами проведено более 800 консультаций, вылечено более 150 детей. Обследования отнимают
много времени от коррекционного процесса, но часто вопросы, которые ставят родители, имеют
общий и повторяющийся из раза в раз характер. Очный контакт с пациентом заменить невозможно,
но, тем не менее, написанием этой книги мы стремимся облегчить жизнь родителям заикающегося и
несколько разгрузить самих себя. С этого момента консультации будут проводиться только тем
папам и мамам, которые прочитали «Заикание: лицом к лицу» и «Заикание в вопросах и ответах».
Именно такие родители будут надлежащим образом подготовлены к общению с педагогом и
полностью осведомлены о методах и путях лечения болезни. Подробно проанализировано ровно 100
тем. Они разделены на разделы: «Профилактика и лечение заикания», «Дошкольное и школьное
обучение заикающегося ребенка», «Воспитание заикающегося ребенка и семейные
взаимоотношения». Отвечая на обобщенные вопросы, мы стремимся не только дать конкретный
совет по каждому случаю, но главное - выработать у родителей разумный подход к заиканию, некое
лечебное мировоззрение. Мы надеемся, что правильный взгляд на недуг, сформированный на
нашем опыте, поможет семьям успешно преодолеть непростую проблему, с которой столкнула их
жизнь".

Книгу можно  прочитать на  сайте и использовать ее в качестве ON-LINE справочника по заиканию.

Избранные вопросы:

• Насколько позднее грудное вскармливание позволяет избежать заикания и других проблем в речи
• Что такое семейные роли и как они влияют на воспитание ребенка-невротика?
• Наша семья интернациональная. С ребенком говорим на разных языках. Он стал заикаться. Могло  
быть двуязычие причиной заикания?
• Везде лечились. Ни один специалист не хочет меня понять как мать. Приходится много спорить с
врачами и логопедами. Почему никто не в состоянии нам помочь?
• Существуют ли особенности дошкольного обучения заикающегося?
• Сын пяти с половиной лет очень привязан ко мне. Без меня речь хуже. Мне что - бросить работу и
сидеть с ним дома? Или нанять няню?
• Моему сыну 4 года. Он постоянно перебирает руками, мнет на себе одежду. Мне кажется, ему
некуда девать руки. Можно ли его успокоить?
• Моей дочери 16 лет, заикание у нее с детства. Сейчас она постоянно просит дорогие подарки,
одежду и косметику от супербрендов.  Отказать я ей как отец не могу, но денег уже нет. Как
справиться с этим и не обидеть дочь?
• Иногда я совершенно не могу договориться с ребенком, но чаще мне удается. От чего это
зависит?
• Как выбрать методику лечения?


Прочитать книгу полностью
Книга "ЛЕЧЕНИЕ ЗАИКАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ СЕМЬЕ".  ISBN 978-5-9902251-3-8 (Мt., Gutenberg
Press Ltd., 2014. - 130 с.).  Третья преемственная часть трилогии. В ней рассказывается о
становлении коррекционной семьи как научного направления дефектологии и новой организационной
формы работы с заикающимися детьми и их родителями. Книга кратко рассказывает об истории
дефектологии и месте коррекционной семьи, как новой и отдельной ее ветви - коррекционной
педагогики De intus.

Цитата: "Великий К.Д. Ушинский указывал, что недостаточно основываться только на личном, хотя
бы удачном, опыте воспитательной работы. «Пустая, ни на чем не основанная теория оказывается
такой же никуда не годной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя вывести никакой мысли,
которому не предшествует и за которым не следует идея. Теория не может отказаться от
действительности, факт не может отказаться от мысли», - писал Ушинский (1). Первый опыт лечения
заикания в нашей семье, описанный в книге «Заикание: лицом к лицу», дал мощный толчок к
параллельному и взаимообогащающему развитию теории и практики концепции коррекционной
семьи, а также «Метода лечебной фонетической ритмизированной реконструкции речи» (2). С
каждым новым, поступающим на лечение воспитанником, шаг за шагом формировалась идеология
коррекционной семьи, развивались применяемые техники, совершенствовалась модель новой
доныне не существовавшей коррекционной работы. В настоящем труде мы постараемся рассказать
об истоках становления концепции, факторах, повлиявших на современный облик нашего детища
как нового направления в работе с заикающимися детьми. Нам очень хотелось помочь ищущему,
заинтересованному читателю познакомиться с нашим новаторством с гуманистической и личностно
ориентированной точки зрения, поэтому мы рассказываем о трудностях жизни в лечебном процессе,
удачах и неудачах, перспективах развития, указываем на многочисленные требования к его
участникам. Родители заикающихся детей найдут в этой книге разъяснение той невидимой,
большей и важнейшей части нашей работы, которая обычно кажется совсем ничем - книжкой,
опубликованной бесплатно в Интернете, разговором по телефону или веселыми картинками.
Специалисты, изучив наш опыт, могут отвергнуть, принять или критиковать тот путь профессионала,
которому мы посвятили жизнь. Самоотверженный, тяжелый, эмоциональный и не всегда
благодарный, но добрый, творческий и свободный путь специализированной помощи страдающим
детям в коррекционной семье".

Труд предназначен, в первую очередь, для специалистов, но может быть полезен тем родителям
заикающихся детей, которые хотят углубленно разобраться в специальном походе к лечению
заикания, как системной болезни психики. Особенно тем, кто не боится знать правду о том, о чем
обычно специалисты умалчивают.


Прочитать книгу полностью
Методика обучения заикающихся чтению без заикания
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель...

                           А.С. Пушкин
Методическое пособие Скобликовой Светланы Борисовны "МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
ЗАИКАЮЩИХСЯ ЧТЕНИЮ БЕЗ ЗАИКАНИЯ". ISBN 978-5-9902251-2-1 (М., 64 стр., 2010 г.) содержит
практическое описание семи этапов обучения заикающегося ребенка свободному чтению. 
Описанная технология абсолютно уникальна и ранее нигде не публиковалась. Освоив несложный
навык, заикающийся ребенок в возрасте до 7 лет при настойчивости родителей или педагога может
полностью преодолеть заикание. Цитата:

"Заикание, будучи тяжелым психоречевым недугом, затрагивает многие сферы жизнедеятельности
человека, в конечном счете дезадаптируя его в социальной среде. Наиболее серьезно заикание,
начиная с детского возраста, разрушает коммуникативный процесс, и поэтому его своевременное
лечение - важнейшая составляющая полноценного взросления и правильного разностороннего
формирования личности.

Все существующие на сегодня методы помощи при заикании неспособны решить задачу массового
эффективного применения, как и неспособны предотвратить появление заикания у детей с
наследственной предрасположенностью. Методика обучения заикающихся чтению без заикания
позволяет решить обе эти задачи без каких-либо «титанических» усилий со стороны обучаемого
ребенка, подростка или взрослого, родителей и специалистов - достаточно только овладеть
новыми навыками чтения! Освоив несложную технику чтения без заикания,  малыш будет более
уверен в собственных силах при обучении в школе, а общая стабильность его речевого состояния
существенно повысится. В нашей работе с заикающимися детьми известны случаи полной и
окончательной нормализации речи после овладения методикой чтения без заикания (1).

Методика обучения чтению без заикания может быть также полезна взрослым заикающимся,
которые волею судьбы не смогли исправить дефект в детском возрасте, но нуждаются в успешной
речи во время выступлений на конференциях, саммитах, устных экзаменах и везде, где необходимо
чтение вслух.

Научитесь читать по-новому! "

Настоящая книга используется в качестве учебного пособия в программе "Лечимся дома" и
свободно не распространяется.
Лечение заикания в коррекционной семье
Методика обучения заикающихся чтению без заикания
ASDesign
Первая книга Светланы Борисовны для англоязычной аудитории "THE INSIDE OF STUTTERING".
ISBN 978-9925-573-69-1 (ARMIDA CY., 452 стр., 2021 г.) содержит полномасштабный научно-
практический взгляд на эффективное лечение заикания у детей, нацеленное на
гарантированное излечение. Книга опирается на 30-ти летний опыт эффективного лечения
заикания у детей и подростков. Это первый настолько объемный и фундаментальный труд о
лечении заикания после книги И.А.Сикорского "О заикании" (1889 г.).

"Since 1990, our family has been actively developing the concept of the “Correctional Family” in Russia for
treatment of severe stuttering in children. The main pivot of the concept is integration of a child who
stutters into our family as a specially prepared therapeutic micro-social environment. In the family of a
specialist; treatment, upbringing and everyday interaction are inseparable, that is, a child who stutters
undergoes a comprehensive educational therapeutic course. This work has brought many positive results
and non-standard analytical conclusions. In particular, it was concluded a child who stutters needs a
therapeutic parenting style for successful treatment, which parents must learn. Integrational interaction
with families of children who stutter brought a large number of examples analysed from a humanistic point
of view, proving precisely the micro-social (family) origin of transformation of stuttering from repetitions of
sounds, syllables and words into a systemic, complex disorder. The book contains numerous clinical
cases and facts of complete recovery, as well as the description of the method of stuttering treatment
developed by us, its history and developmental prospects. It also comprises of descriptions of treatment
periods for some children in the form of literary essays, and 100 answers selected by us based on
parents’ questions. For example: “Why you should not overpraise a child who stutters”, “Why should a
child who stutters mop the floor?” or “Why do children resist stuttering correction?”

The entire book is filled with a deeply personal humanistic analysis; and is based on unique experiences,
and the author’s point of view on the whole range of problems associated with children who stutter. Today,
our Correctional Family is the only such phenomenon in the world. This book outlines 30 years of
experience and psychosocial perspective on how to prevent and overcome this disorder. My husband,
Alexey Skoblikov, and my son, Dmitry Skoblikov, helped me in the work on the book, so you will come
across both my personal and our general opinion on a stated theme.

The monograph includes several manuscripts published in Russia in different years; that were substantially
revised, supplemented and translated into English. We hope such a book will be useful in the English
speaking community, not only for specialists, but also for families with children who stutter."



Наш блог www.skoblikova.com
THE INSIDE OF STUTTERING