С.Б.Скобликова
© 2004 - 2014 г. Все права защищены Скобликова С.Б.
В оформлении сайта использованы фрагменты живописи Эудженио Зампиги



                                                                        ВРЕМЯ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАИКАНИЯ

      Заикание обычно возникает у детей в возрасте от 2-х до 5-ти лет. В этот временной промежуток
многие функции человеческого организма (дыхание, пищеварение, зрение, слух и т.д.) уже
сформированы. В отличие от них речевая функция формируется одной из последних. Именно
потому, что функция речи не сформирована и несовершенна, реален ее сбой. Кроме того, в это же
время интенсивно формируется и детская сексуальность. Нами замечена определенная
взаимосвязь между ее необычным развитием и возникновением в этот момент заикания. Некоторые
ученые считают, что именно в данный период идет становление сложнейших внутримозговых
связей, например, между подкорковыми образованиями и корой головного мозга. Если в указанном
возрасте происходит раннее поражение головного мозга, то очень велика вероятность появления
заикания у ребенка. По нашим наблюдениям в последние годы заикание «помолодело», все чаще в
«LIBERTY» обращаются родители с малышами, начавшими заикаться до 2-х лет. Нами замечена
взаимосвязь между заиканием и использованием соски. У многих детей, кто в младенчестве
достаточно длительно применял соску, возникает нарушение звукопроизношения и заикание. К тому
же дефект стал стремительно прогрессировать. Тяжелейшие формы заикания раньше можно было
встретить лишь у подростков 15-16 лет, сейчас они фиксируются у трехлетних детей. Наметилась и
еще одна тенденция: существенное увеличение количества заикающихся девочек.
      Заикание начинается не у всех, а лишь у невротически ослабленных, ранимых, восприимчивых,
эмоциональных, предрасположенных к невротическим болезням и состояниям ребят. Многие
специалисты образно называют их «детьми без кожи», пытаясь показать исключительную
чувствительность последних, но мы считаем более точным термин «невротики». Этим детям
свойственны все расстройства, присущие  блоку и классу болезней, к которым относится заикание.
      Заикание никогда не возникает само по себе. Обязательно есть причина возникновения  или
пусковой механизм.
      Ранее наиболее часто таким механизмом был испуг  (ребенок пугался внезапно появившейся
собаки, неожиданно выскочившего из-за угла отца, пытающегося «развеселить» его). Сейчас мы
наблюдаем испуг от громкого салюта, страшной маски на новогоднем празднике, фильма или
мультфильма ужасов, волн на море и т.д. Один наш пятилетний пациент стал заикаться после
катания на аттракционе «Крутые горки», он рассказывал о причине возникновения дефекта: «Было
так страшно, что даже папа боялся». Нам встречалось заикание от испуга, полученного в момент
нападения на семью вооруженной бандитской группы.
      Необязательно пусковым механизмом заикания бывает испуг, случаются и психотравмирующие
ситуации, приводящие к заболеванию.
      Многие дети приобретают заикание в период развода родителей. Они оказываются
вовлеченными в семейный конфликт, слышат шумные разговоры на эту тему, принимают участие в
ссоре. Родители считают, что ребенок должен все знать, но забывают при этом, что он в силу
возраста не может осознать происходящее. В итоге - нарушение речи и чувство  незащищенности,
неуверенности в себе, ненужности ни отцу, ни матери.
      Достаточно часто заикание возникает у ребенка на почве ревности, когда в семье появляется
младший брат или сестра. Ему кажется, что теперь вся любовь матери направлена лишь на
малыша, а он остался абсолютно один, брошенный без внимания и заботы. Внешне ребенок даже
может проявлять симпатию и участие, но внутренне он переживает и страдает. Часто родителям
элементарно не хватает времени, чтобы просто сесть, обстоятельно с ним поговорить и разъяснить
ситуацию.
      Причиной происхождения заикания может быть подражание заикающемуся ребенку или
взрослому. Например, в логопедической группе подмосковного детского сада в сентябре был один
заикающийся воспитанник, а в мае их стало уже четверо. К сожалению, дети начинают копировать
не позитивный, а негативный речевой стереотип. Подражание особенно опасно тем, что «перенятое»
заикание обычно тяжелее «образцового» и хуже поддается коррекции.
      Заикание появляется и у левшей, которых начинают переучивать. В этом случае взрослые,
сами того не подозревая, ставят ребенка в постоянную травмирующую ситуацию. Навязывая левше
правую руку, они искусственно меняют доминирующее в действиях полушарие головного мозга,
заставляя работать левое полушарие, а не правое.  Несмотря на то, что уже написано достаточно
литературы на эту тему, нам регулярно встречаются случаи, когда родители, воспитатели и учителя
провоцируют возникновение заикания у левшей, заставляя их пользоваться правой рукой.
      Нередко заикание возникает у детей, которые перенапряжены бесполезной информацией,
слишком много времени проводят у телевизора, компьютера. Ребенок оказывается под
воздействием всех возможных информационных полей, вступающих в конфликт, как между собой,
так и с лабильной психикой ребенка. Представьте: малыш 3-х лет у телевизора, он беседует с
мамой, собирает конструктор и попутно ест. Эта кроха одновременно находится в четырех
информационных полях: в  информационном поле телевизора; в информационном поле мамы (т.к.
должен реагировать на сказанное ею), в информационном поле конструктора и, наконец, в
информационном поле процесса  питания. В таком возрасте ребенок не сможет понять, почему ему
вдруг захотелось плакать, спать или совершать какие-то странные телодвижения - так проявляется
конфликт информационных полей. Родители забывают, что ребенок не может выборочно отключаться
от получаемой информации, как это делают взрослые, и вынужден впитывать ее всю. Происходит
перегрузка мозга ненужной, несоответствующей возрасту, бесполезной информацией, а в
результате - сбой речевой и нервной системы - заикание. Если бы малыш не был невротиком, эта
ситуация вполне могла разрешиться безопасно, но наш случай не такой.  Руководящий смысл
столетней давности поговорок: «Когда я ем - я глух и нем», «Когда я кушаю - я никого не слушаю»
родителями игнорируется, а ведь информационное поле процесса питания пребывает в антагонизме
с любым другим. Папы и мамы упорно ставят телевизор на кухне, желая порадовать мультиками
чадо.
      Заикание часто возникает у ребят, родители которых перегружают их сложной информацией. В
3 года малыш должен знать простые стихи и сказки, а он рассказывает «У Лукоморья дуб зеленый»,
«Мойдодыр», учит буквы, начинает читать, затем изучать иностранный (неродной) язык. Мама и
папа постоянно усложняют речевые задания, отправляют ребенка в супершколу в возрасте 4-5-ти
лет. Такие школы в погоне за качеством и объемом знаний бесконечно увеличивают учебный
материал, забывая, что для здоровых, а не ослабленных детей, школьная нагрузка (с 7-ми лет) не
должна превышать 20 часов в неделю. Обследованный нами пятилетний воспитанник до
коррекционного курса еженедельно «учился» 38 часов.
      Дети с задержкой психического и речевого развития также входят в группу риска по заиканию.
Ребенку с низким объемом знаний, представлений о мире и недостаточным словарным запасом
невероятно трудно выражать свои мысли и общаться с окружающими. В результате чего он
оказывается в психотравмирующей ситуации, и возникает заикание. Кроме того, в группу риска
входят вообще все дети, которые имеют какие-либо нарушения речи: задержку развития речи,
стертую форму дизартрии, общее недоразвитие речи, дислалию. За всю мою логопедическую
практику лишь однажды заикающийся мальчик не имел какого-либо другого речевого нарушения.
      Заикание появляется у многих детей, у большинства проходит, а у некоторых становится
болезнью. Ее возникновение и закрепление всегда есть результат конфликта между влияющими на
развитие человека факторами.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Лечение заикания у детей и подростков
в коррекционной семье Светланы Борисовны Скобликовой                        Home    О нас    Консультации    Метод    Лечение    Контакты
От автора Что такое заикание Время и причины возникновения заикания В чем моя вина Дезорганизация жизнедеятельности при заикании Воспитание О нашем учителе Ю.Б.Некрасовой и ее работе С чего все начиналось Обследование заикающегося ребенка и консультация родителей Концепция исправления заикания в коррекционной семье Лечение или коррекция, индивидуально или в группе От режима молчания к первым словам Метод лечебной фонетической ритмизированной реконструкции речи Эффекты, которых не ждали От «Доброго утра» до «Спокойной ночи» Памятка родителям или краткий курс спасения Александр Надежда Вера и Виктор Заключение
ЗАИКАНИЕ: ЛИЦОМ К ЛИЦУ